Статья:

Символ в архитектуре

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Харитонова А.В., Мордвинова М.И. Символ в архитектуре // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Символ в архитектуре

Харитонова Анастасия Валерьевна
студент, Ульяновский Государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Мордвинова Марина Игоревна
студент, Ульяновский Государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Усова Валентина Петровна
научный руководитель, доц., Ульяновский Государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Цвет и символ настолько внедрились в нашу жизнь, что мы уже и не замечаем, насколько часто и неосознанно пользуемся их языком. Символика имеет огромное значение в архитектуре и развивается во времени вместе с культурой.

Символ – знак, образ или объект, представляющий абстрактную вещь, воплощающую какую-либо идею. Понятие символа (от греч. simbolon – опознавательный знак примета) – частный случай понятия знака. Знак – это схематичное однозначное отображение предмета, понятия или явления: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. Символическое выражение, как правило, противоположно рациональному выражению, излагающему идею прямо, не прибегая к чувственным образам. Символы и их значения активно применяются в архитектуре, культуре, философии и т.д.

Символами пользуются с древних времен. Это своеобразный культурный код, который несёт в себе информацию обо всех сферах жизни общества того или иного периода.

Одни и те же символы были обнаружены учеными в различных культурах, что говорит об особенностях восприятия человеком окружающей среды. Эти изображения часто выглядят как орнаментальный декор, но по сути своей они представляют символы, передающие определённые знания и представление людей о мире последующим поколениям.

Символы присущи всем сферам жизни человека, но наиболее часто в повседневной жизни мы можем встретить их в архитектуре окружающих нас зданий.

Архитектура содержит в себе трехуровневую иерархию символов. Первый уровень значений связан с формой архитектурного сооружения (зиккурат, пирамида, храм, собор и т.д.). В этом этом случае внешняя форма содержит в себе символику: пирамида олицетворяет тройственный принцип творения (небо, земля, ад); лестница – символ духовного восхождения; гора связана с идеей медитации и духовности.

Ко второму уровню относятся архитектурные детали и части сооружения (колонны, купола, лестнице, крыше и т.д.) – символизируют отдельные элементы мироздания и их функции.

Третий уровень – это символические значения, связанные с характером форм, цветом, материалом, числом. Эти вторичные символы указывают на определённый тайный смысл, который несёт в себе данная форма. В то же время вторичное значение может существенно изменять основную символику.

Рассмотрим особенности символов, которые относятся к первому уровню. Зиккурат – строится в виде семиступенчатой пирамиды (рис.1), где каждая терраса посовящалась определённой планете. Также представлял образ Рая. Восхождение на вершину такого храма по спиралевидной лестнице было подобно путешествие к центру мира.

 

     

Рисунок 1. Зиккурат        Рис.2 Пирамида

 

Символическое значение пирамиды (рис.2) связано с идеей смерти и бессмертия. Она представляет из себя синтез различных форм, каждая из которых несёт свое значение: квадрат в основании – земля, треугольник – связь земли с небом, вершина – начало всех начал.

Ко второму уровню можно отнести купол (рис. 3), который символизирует небо или небесный свод, сферу, духовный мир (поэтому в различных культурах прослеживается сходная цветовая гамма, используемая в окраске куполов) и окно (рис. 4), символизирующее идею проникновения (квадратная форма выражает рациональный принцип и земные устремления, круглая верхняя часть окна ассоциируется с небесным миром, вертикальная устремлённость окон готических храмов указывает на связь с человеческой фигурой).

 

Рисунок 3. Купол

 

Рисунок 4. Окно готического храма

 

Не менее важным является третий уровень архитектурной символики, связанный с декоративным украшением архитектурного сооружения, но в то же время подчеркивающий его символическое значение. К ним можно отнести растительные орнаменты и зооморфные символы.

Одним из наиболее узнаваемых растительных символов в архитектуре является лотос (рис. 5). Например, в буддизме лотос – это божественное начало. К символам зооморфным (рис.6) можно отнести образы животных, птиц, рептилий, рыб или насекомых. Культ животных и птиц возник значительно позже, чем камней и растений.

 

Рисунок 5. Капитель египетской колонны

 

Рисунок 6. Жук-скарабей

 

Архитектурные символы окружают нас в повседневной жизни. В наши дни символика активно используется современными архитекторами при проектировании архитектурных сооружений. Именно поэтому было решено провести небольшое исследование и проанализировать некоторые архитектурные сооружения современности, чтобы обнаружить в них зашифрованный смысл.

Первый объект исследования – оперный театр в Сиднее (рис.7), одно из главных достопримечательностей Австралийского континента – парусообразные оболочки, представляющие собой образ застывшей музыки, образуют крышу, делающую это здание непохожим ни на одно другое в мире.

 

 

Рисунок 7. Оперный театр в Сиднее и его изобразительный знак

 

В проекте здания культурного центра Гейдара Алиева (рис.8) практически не было использовано прямых линий. Само здание по форме представляет собой волнообразное устремление ввысь и плавное слияние с землёй. Подобная структура олицетворяет продолжительность и бесконечность. Линии же на здании символизируют связь прошлого с будущим.

 

  

Рисунок 8. Центр Гейдара Алиева в Баку и его изобразительный знак

 

Музей Гуггенхайма в Бильбао (рис.9) ассоциируется с потоками воздуха или воды. Как будто они разлетаются от эпицентра или наоборот сгущаются (собираются) возле центрального объема здания. Выражает экспрессивность искусства и необузданность фантазии художника.

 

   

Рисунок 9. Музей Гуггенхайма в Бильбао и изобразительный

 

Символы присутствуют в нашей жизни повсеместно. Как в древности люди зашифровывали особые знания в своих архитектурных сооружениях и произведениях искусства, так и современные архитекторы закладывают особый смысл в образ проектируемых объектов. Символы с течением времени могут утрачивать своё первоначальное значение и приобретать новый смысл. Задачей архитекторов является уметь читать символы и применять их в практике.

 

Список литературы:
1. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве / Барнаул: Издательский центр «Комплекс», Ростов-на-Дону, 1998.
2. Успехи современного естествознания – Символизм в архитектуре – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32705.
3. European design school – Символические знаки в современной архитектуре – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://eds.co.ua/ru/pages/961.htm.