КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что сегодня в обществе идет становление новой системы образования, поэтому с введением Федерального государственного образовательного стандарта образования большое внимание уделяется взаимодействию школы с родителями. Основополагающей составляющей начального образования являются сегодня положения ФГОС НО, которые регулируют образовательный процесс в различных аспектах обучения и воспитания. Одним из важнейших аспектов является взаимодействие педагога и родителей обучающихся начальных классов по выстраиванию общей воспитательно-образовательной позиции. Самой главной задачей общей работы является воспитание культуры поведения учащихся, которая способствует социализации ребенка, принятию новой роли (роли ученика), вступлению в общественную жизнь, обучению морально-этическим нормам и развитию положительных личностных качеств и навыков.
Помимо ФГОС НО о воспитании культурного поведения при сотрудничестве педагога и родителей учащихся говорит и Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), положения которого содержат указания прав и обязанностей всех сторон образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей обучающихся). Подчеркивается, что взаимодействие данных сторон единого образовательного процесса должен носить последовательный и согласованный характер в целях обеспечения наиболее эффективного и результативного образовательно-воспитательного пространства.
Важной социальной задачей, стоящей перед педагогами, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями младших школьников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Взаимодействие педагога и семьи является необходимым условием работы школы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по формированию культурного поведения, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.
В настоящее время формирование духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Одним из важных требований ФГОС НОО [24] последнего поколения является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации выделены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. А целью воспитания личности является формирование духовно-нравственных ценностей обучающегося, ориентированного на высшие общечеловеческие идеалы и нормы.
Опыт исследователей российского образования XXI века (Д.А. Бежевец (исследование коммуникативного пространства в школе), М.Г. Березина (разработка методик духовно-нравственного воспитания младших школьников), А.К. Гулов (исследование морально-нравственных качеств учащихся), А.Я. Данилюк (взаимодействие сторон воспитательного процесса младших школьников) и др.) в вопросах формирования у школьников духовно-нравственных ценностей показывает, что решить эту проблему невозможно без взаимодействия педагогов и родителей. Ведь именно семья первая закладывает основы нравственных ценностей в личность. Семья – это первая школа жизни для ребенка. Родители – это первые учителя и воспитатели, сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Взаимодействие семьи и школы является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Наиболее эффективным взаимодействием семьи и школы является сотрудничество. Сотрудничество педагогов и семьи – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Мы полагаем, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное становление и развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи.