КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Коррекционная педагогика – это область педагогики, которая занимается изучением аспектов развития и обучения детей с особенностями развития. К ее общим целям относится: разработка методов и приемов обучения, их коррекции, а также создание условий для интеграции учеников коррекционной педагогики в общество. Она направлена на предоставление профессиональной помощи со стороны педагогов для детей и молодежи, которые подвержены обучающимися и поведенческими трудностями.
Данная область работы педагогов охватывает такие поведенческие нарушения у детей как:
- психические заболевания
- нарушение и задержка в развитии речи, интеллекта и эмоционального развития
- заболевания связанные с потерей зрения, слуха
- нарушения опорно-двигательного аппарата
- неврологические заболевания
Основываясь на типе нарушения развития у ребенка, разделяют несколько направлений в работе коррекционной педагогики: сурдопедагогика (нарушение слуха), тифлопедагогика (нарушение зрения), логопедия (дефекты речи), олигофренопедагогика (социализация детей с отставаниями в умственном развитии).
Как понять, что у вашего ребенка могут быть нарушения или задержки в развитии?
Специалист, в нашем случае, педагог проводит комплексную диагностику, которая определяет состояние ребенка и его возможные проблемы, которые должны подлежать коррекции. После назначения диагноза, специалист должен организовать подробный план, так называемых, коррекционных занятий, в ходе, чего проконсультирует родителей и ознакомит с планом занятий.
Педагог составляет план, внутри которого описываются подходы и методики, которые должны положительно повлиять на общее состояние ребенка и позволить, если это возможно, в дальнейшем без проблем развиваться и интегрироваться ребенку в общество.
План работы состоит из нескольких этапов:
- Выявление и описание диагноза ученика
- Выяснение причин (откуда и почему у ученика есть диагноз)
- Изучение диагноза
- Индивидуализация (найти индивидуальный способ и подход к особенности ученика)
- Постановка целей (выбор направления и методов коррекционной работы с учеником)
- Создание эффективной среды для работы с учеником
- Проведение коррекционных занятий
- Контроль коррекционных занятий
На чем же базируется вся коррекционная педагогика?
Во-первых, на индивидуализации обучения: основной принцип работы предполагает адаптацию образовательного процесса к индивидуальным особенностям каждого ученика, то есть ребенка.
Во-вторых, на подходах, которые основываются на взаимодействии ребенка с окружающей средой и влиянии различных факторов на его развитие.
В-третьих, на нейро-педагогике: изучение принципов работы мозга и их применение в образовательном процессе для эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями.
А теперь поговорим о методиках коррекционной педагогики. Их суть заключается в диагностике, поддержке и коррекции состояния детей. В нее входит:
- Индивидуальная диагностика: использование различных психолого-педагогических методов для определения особенностей развития каждого ребенка.
- Индивидуализированное обучение: разработка индивидуальных образовательных программ и подходов к обучению, учитывающих потребности каждого ученика.
- Коррекционные занятия: проведение специальных занятий и тренировок для развития конкретных навыков или компенсации образовательных недостатков.
- Сотрудничество с родителями и специалистами: взаимодействие с родителями, педагогами, психологами и медицинскими работниками для комплексного подхода к поддержке ребенка.
К методам коррекционной педагогики относится:
- игротерапия (использование игр развлекательного характера для коррекции поведения)
- арт-терапия (использование в качестве инструмента для развития ребенка – творчество)
- музыкотерапия (использование музыки как инструмента для развития)
- физиотерапия (коррекционные занятия и упражнения для укрепления физического здоровья ученика)
- социальная адаптация (метод, который основывается на развитии коммуникации и социализации)
- терапия поведения (суть в устранении неблагоприятных и нежелательных форм поведения у детей)
- информационно-коммуникационные методы (работа у ученика с информацией, которая должна помочь раскрыть коммуникационные способности у ребенка)
В Казахстане процент детей с инвалидностью и специальными потребностями составляет 3%. Но от этого проблема детей не разрешается и они вынуждены сталкиваться с такими проблемами в лечении как:
- Дефицит или полное отсутствие финансовой помощи
- Нехватка квалифицированных специалистов (коррекционных педагогов)
- Отсутствие внимания к проблеме
- Нехватка оборудования для лечения
- Проблемы с инфраструктурой
- Дефицит или полное отсутствие эффективных методов лечения
Нужно понимать, что коррекционная педагогика играет важную роль в обеспечении равных возможностей образования для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей и потребностей. Основанная на теоретических принципах и практических методиках, она позволяет эффективно поддерживать развитие каждого ребенка и обеспечивать им доступ к качественному образованию и жизни.