Теоретические основы формирования интереса к занятиям рисованием как средство активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Теоретические основы формирования интереса к занятиям рисованием как средство активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся
Цель коррекционно–воспитательной работы с умственно отсталыми детьми заключается в их социальной адаптации, трудоустройстве и дальнейшем приспосабливании к жизни [4, с.43].
Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности.
Это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания [1, с.34].
Вместе с тем у умственно отсталых учащихся наблюдается стойкое нарушение познавательной и всей психической деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.
Задача занятий изобразительного искусства во вспомогательной школе заключается, прежде всего, в воспитании у умственно отсталых детей осмысленности, дифференцированного восприятия предметов, различения формы, пропорций и цвета предметов, их пространственного взаиморасположения.
В задачу занятий естественно входит и эстетическое воспитание учащихся на примерах знакомства с произведениями выдающихся художников.
Рисование - одно из эффективных коррекционных средств развития умственно отсталого ребенка, поэтому привитие интереса к изобразительной деятельности важный момент в активизации их познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса средствами школьного предмета является одной из важнейших психолого-педагогических и методических проблем, к решению которой обращались и обращаются многие ученые такие, как Б.Г. Ананьев, А.И. Анастасиев, М.Т. Баранов, И.Герберт, А.Д. Дейкина, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Т.В.Напольнова, Т.М. Пахнова, С.Я. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И.Щукина, Видерхольд и др.
Проблемой активизации речи учащихся на занятиях рисованием занимались Н.А. Пашковская, Н.М. Соколенко, Ж.И. Шиф, Е.А. Шилова, Г.И. Блинова, Р.И Лалаева, В.Г. Петрова, Т.Н. Головина и др.
Проблему развития интереса умственно отсталых детей к занятиям рисованием исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, И.А. Грошенков, Г. Кершенштейнер, И.М. Соловьев, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и другие.
По их мнению, успешность работы по развитию у детей навыков изобразительной деятельности в большей мере зависит от методов обучения, адекватного подбора видов работы, учета индивидуальных особенностей и познавательных возможностей каждого ребенка.
Как свидетельствуют исследования дефектологов, у учащихся, имеющих те или иные отклонения в развитии, в той или иной мере страдает их познавательная деятельность.
Это создает трудности не только в сфере общения, но и в обучении, связанном с овладением содержанием учебной программы.
Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.
Подавляющее большинство учащихся специальной школы, особенно младших классов, любят рисовать.
Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу.
Под влиянием интереса резко меняется весь характер деятельности.
При наличии интереса учащиеся с отклонениями в умственном развитии работают совершенно иначе.
С появлением у детей-олигофренов интереса к учению меняется их облик, пробуждается познавательная активность, мобилизуется внимание, снимается утомление, повышается тонус, появляется бодрое, радостное настроение.
Обычно инертные и вялые дети превращаются в инициативных, а самые трудные и неспокойные становятся внимательными и целенаправленными, более собранными и дисциплинированными.
Работа по воспитанию и развитию интереса к учебной деятельности происходит наиболее интенсивно в том случае, если она осуществляется поэтапно.
Последовательное формирование интереса к занятиям рисованием представляет собой мощный источник активизации речевой деятельности учащихся специальной школы, их интеллектуальной, эмоционально-волевой и графомоторной сферы.
В структуре интеллектуального дефекта познавательной деятельности учеников специальной школы особое место занимает недоразвитие речи. Ученными установлено, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью речевая активность во время восприятия изображаемых предметов крайне низкая.
Таким образом, возникший интерес к рисованию повышает речевую активность как элемента познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
Преодоление этих трудностей в большой степени возможно лишь на основе формирования, уточнения, коррекции практических речевых навыков и умений непосредственно в процессе усвоения знаний.
Для активизации речи как одного из процессов познавательной деятельности умственно отсталых учащихся мы рекомендуем:
1) Использовать интересные формы и методы занятия рисованием:
а) ТСО
б) рисование пальцами
в) организация выставок выполненных работ.
2) Активизировать речь учащихся на всех этапах обучения.
3) Знакомить учащихся с деятелями искусств.