Устав вуза: характеристика и принципы составления
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Устав вуза: характеристика и принципы составления
Устав как отдельный вид документа в нашей стране возник на рубежах X–XI веков. Первым его видом являлась уставная грамота, которая закрепляла отношения феодалов и крестьян. В дальнейшем появились монастырские и церковные уставы, так как связь государства и церкви была в те времена довольно сильной. Постепенно стали зарождаться документы, регламентирующие нормы уголовного, семейного, гражданского права, внутренней и внешней торговли, а затем они распространились на все сферы общественной жизни. В настоящее время без устава невозможно существование организаций, предприятий и даже субъектов РФ. В каждой области присутствуют различные правила составления подобных документов, в них вкладывается разный смысл и содержание, отражающее основные положения деятельности того или иного учреждения или государственного образования. К примеру, высшее учебное заведение имеет свои особенности в создании устава, которые закреплены в соответствующих нормативных актах или просто выработались в практике. В данной статье мы рассмотрим основные положения, которые должны присутствовать в подобном организационном документе и определим его примерную структуру.
Для начала необходимо обратиться к определению самого понятия "устав", о котором уже неоднократно было сказано ранее. В разных источниках информации он имеет свою формулировку. Например, в Бизнес словаре мы можем увидеть такую трактовку: «устав – свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке» [2]. Ефремова определяет данный термин как написанный свод, собрание правил, положений, определяющих устройство и деятельность чего-либо, какой-либо организации [3]. В юридической литературе встречается следующая формулировка устава: понятие, означающее основополагающий нормативный акт, которым определяется: а) правовой статус государственного образования; б) правовой статус международной организации; в) правовой статус конкретных юридических лиц [8]. Таким образом, во всех этих определениях можно выделить одно общее свойство устава – это регулирование какой-либо сферы деятельности или работы организации, в нашем случае вуза.
Итак, в российском законодательстве отсутствуют специализированные нормативные документы, регламентирующие создание устава непосредственно высшей школы. Поэтому при его составлении учреждениям следует обращаться сразу к нескольким Федеральным законам и Гражданскому кодексу РФ. Только в этом случае получится создать устав, отвечающий всем требованиям законодательства и содержащий исчерпывающий перечень необходимых сведений для ознакомления с деятельностью вуза.
Основополагающим можно назвать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. В нем отражена информация, касающаяся обязательных положений устава любого образовательного учреждения. К ним относятся:
1) тип образовательной организации;
2) ее учредитель(ли);
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий [5].
Основные требования к организационным документам разбросаны по всему Федеральному закону, и поэтому не нужно забывать о следующих его статьях:
часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30, часть 6 статьи 51 и часть 3 статьи 52 этого же закона, которые дополняют указанные выше требования. Помимо информации, указанной в ст. 25, в уставе необходимо отражать также следующие сведения:
1) порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации;
2) порядок принятия локальных нормативных актов;
3) права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления учреждением;
4) права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции [4].
Поскольку рассмотренный выше ФЗ не в полном объеме содержит перечень всех необходимых сведений, при составлении устава вуза, следует дополнительно пользоваться частью 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 14, частью 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», где представлены требования к содержанию учредительных документов любого юридического лица:
· наименование юридического лица;
· место нахождения;
· сведения о филиалах и представительствах;
· предмет и цели деятельности юридического лица;
· права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее;
· источники формирования имущества некоммерческой организации;
· порядок внесения изменений в учредительные документы;
· исчерпывающий перечень видов деятельности, которое учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями;
· другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида [6; 1].
Итак, на основании вышеизложенных документов можно предложить следующую структуру устава вуза, которая разрабатывается учреждением самостоятельно, и поэтому каждый подобный документ во многом является уникальным:
1. Общие положения (включается информация о наименовании образовательной организации, ее типе, месте нахождения, учредителях, имеющихся филиалах и представительствах);
2. Предмет, цели и виды деятельности (сведения в соответствии с названием раздела);
3. Образовательная деятельность вуза (виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, а также информация об организации учебного процесса и правилах приема в учреждение);
4. Структура вуза и управление (указывается структура и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий, порядок принятия решений, избрания ректора, а также его права и обязанности);
5. Права и обязанности участников образовательного процесса (сотрудников вуза, обучающихся и их законных представителей, правила замещения должностей педагогических работников);
6. Имущество и финансовое обеспечение вуза (источники финансирования, использование имущества и контроль)
7. Локальные нормативные акты вуза (виды, порядок их принятия и внесения изменений);
8. Заключительные положения (порядок ликвидации и реорганизации вуза или иная информация, согласно действующему законодательству).
В связи с тем, что устав является внутренним законом вуза, в нем также можно описать общий порядок международного сотрудничества, непосредственно его права и обязанности, ввести дополнительные органы внутреннего контроля, положения, регламентирующие научную деятельность, и многие другие требования и предписания, позволяющие обеспечить максимальную эффективность функционирования образовательного учреждения [7].
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что, к сожалению, при составлении своего устава вузам приходится обращаться сразу к нескольким нормативным актам, дабы разработать собственную структуру, составить правильный текст, содержащий полный объем необходимой информации. На мой взгляд, в российском законодательстве должны существовать документы, которые будут четко регламентировать создание устава отдельно для школ, отдельно для средних учебных заведений и отдельно для вузов, как это действует по отношению к акционерным обществам или унитарным предприятиям. Это позволит упростить процесс составления организационного документа для данных учреждений, приведет к единообразию и упорядоченности уставов в указанной сфере.