САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ
Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье раскрыта проблема трудоустройства молодых специалистов, а также важность навыка самопрезентации в процессе трудоустройства молодых специалистов.
Ключевые слова: трудоустройство, молодежь, самопрезентация.
Проблема трудоустройства молодых специалистов возникла вследствие изменения характера взаимоотношений между учебными заведениями и работодателями в вопросах трудовой занятости выпускников. Если ранее существовала единая государственная система распределения выпускников учебных заведений на рабочие места, то сегодня организации самостоятельно осуществляют кадровую политику, в ходе которой чаще отдают предпочтение опытным специалистам.
Сегодня сфера трудоустройства регламентируется следующими нормативными документами: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в РФ», а также Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», акцентирующий внимание на необходимости обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи, а также определяющий содействие трудоустройству молодых граждан как основное направление молодежной политики [2].
В результате государственной политики развивается деятельность служб занятости, бирж труда, служб консультации по отдельным вопросам трудоустройства. На базе высших учебных заведений создаются отделы содействия трудоустройству – Центры карьеры, целью которых является повышение качества подготовки специалистов, а также помощь в трудоустройстве [4].
Однако важно понимать, что реализуемые учреждениями мероприятия чаще всего осуществляются в рамках государственного, реже – некоммерческого сектора, обходя частный стороной. Центры карьеры, создаваемые как структурные подразделения учебных заведений, открыты лишь для своих студентов и выпускников, что делает их услуги недоступными для части соискателей. Также современные учреждения содействия трудоустройству и реализуемые в них мероприятия включают в свой перечень лишь малую часть потенциальных работодателей, что значительно сужает область поиска для молодых людей, лишая их возможности самостоятельно выбрать «идеальное место работы». Данный факт вынуждает молодых людей самостоятельно справляться с процессом трудоустройства, что не всегда получается успешно.
Самым эффективным инструментом молодого специалиста в таком случае является его навык самомаркетинга, который подразумевает комплекс действий, направленных на грамотное продвижение на рынке труда, представление себя и своих возможностей, знаний, умений и навыков потенциальному работодателю с целью зарекомендовать себя как хорошего специалиста и выгодно продать свой рабочий потенциал.
Обучение технологии самопрезентации позволяет облегчить для соискателя этап взаимодействия с работодателем через обучение его принципам построения самопрезентации, алгоритму подготовки материалов для выступления, обучению навыку свободного ориентирования в средствах и способах эффективного изложения информации, анализу качества подготовленных материалов и выявлению преимуществ и недостатков самопрезентации [5].
Таким образом, самопрезентация является важной компетенцией, необходимой молодым специалистам для успешной реализации своего потенциала на рынке труда, в связи с чем задачей современной системы содействия молодым специалистам в занятости и трудоустройстве должно стать формирование необходимых навыков самомаркетинга, в частности самопрезентации, который позволит молодым людям составить реальную конкуренцию на рынке и зарекомендовать себя как первоклассного специалиста.