РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЮМОРА КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЮМОРА КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современное образование выставляет большое количество требований для преподавателя иностранного языка. Опираясь на ФГОС можно отметить такие обязательные навыки, как организаторские и адаптационные способности, профессиональная компетентность и ценностные ориентации. Однако в связи со стремительными глобализацией и информатизацией заявленных навыков порой бывает недостаточно.
В данной ситуации преподаватель обращается не к профессиональным умениям, а к своим личностным качествам. Одно из самых важных - чувство юмора, которое и является ключевой темой данной статьи.
Прежде чем перейти к особенностям «образовательного» юмора, предлагаю ознакомиться с этим термином с педагогической точки зрения. Юсфин С.М. дает ему следующее определение [4]:
Юмор - это такое педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий, связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.
Как известно, юмор имеет множество форм и проявлений, но далеко не каждое может быть использовано преподавателем в своей профессиональной деятельности. Фурсов в совей статье [3] выделяет 5 форм юмора, которые педагог может использовать в своей практике:
- Шутка – ёмкий рассказ, созданный для того, чтобы рассмешить людей. Заканчивается на кульминационном моменте;
- Двусмысленность – утверждение или слово, истолкованное определенным образом, с целью появления двойного смысла;
- Ирония – употребление слова или выражения в смысле, противоположном буквальному;
- Самоирония – юмористические замечания, направленные на себя как на объект юмора; способность сделать из своих же ошибок, промахов, недочетов шутку;
- Игра слов – употребление одного слова вместо другого или подмена одного значения другим значением того же слова; каламбур.
Для плодотворного и корректного использования вышеперечисленных форм педагогического юмора в качестве инструмента обучения, преподавателю необходимо обладать некоторыми особыми умениями. Т.И. Лукьяненко в своей диссертационной работе «Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования у студентов педагогического вуза» [2] уделяет особое внимание 4 группам умений:
1. Техника общения и умения связанные с ней. Это – поступки и действия, которые основаны на владении вербальными и невербальными средствами общения;
2. Использование особенностей своей личности. Например, умение эмоциональной идентификации учителя со школьной аудиторией (по Л.С. Выготскому), умение сопереживать, сочувствовать учащимся; умение "самопрезентации" (по А.А.Леонтьеву);
3. Установка межличностных отношений. Данные умения обусловлены степенью выраженности природы общения субъекта и объекта;
4. Способность организовать процесс передачи и усвоения информации.
Корректное и сознательное использование педагогического юмора дает возможность преподавателю излагать информацию в более доступной форме, а ученику – воспринимать её с готовностью и без страха. Помимо плодотворного усвоения материала, педагогический юмор играет и другие не менее важные функций. Литинский Б.Б. в своей научной статье «Использование юмора в общении между педагогом и обучающимися как способ проявления педагогического лидерства»[1] выделяет пять основных функций юмора в педагогике:
- Оздоровительная функция. Юмор является инструментом для улучшения настроения и активизации студентов. Он нейтрализует негативные эмоции, ощущения и стресс у учеников.
- Воспитательная функция. При помощи шутки педагог указывает на нежелательное поведение, вносит элемент воспитания. Данная функция является одной из самых важных и ценных.
- Познавательная функция. Открытие дороги познания через шутку приводит к заинтересованности и энтузиазму как ученика, так и преподавателя.
- Успокаивающая функция. «Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых» (Аристотель). Уместный юмор способствует расслаблению и разряжению обстановки.
- Развлекательная функция. Является своеобразным приемом для смены вида деятельности, для включения разнообразия в урок и развития творческих начал учащихся.
Действие педагогического юмора и результат его использования можно отследить в эксперименте, проведенном исследователями Танви Самбрани (Tanvi Sambrani), Снеха Мани (Sneha Mani), Проф. Маурин Альмеида (Prof. Maureen Almeida) и Евгением Якубовым (Ewgeni Jakubov) в одной из школ Индии.
Местом проведения эксперимента была выбрана Старшая школа Видья Мандир (Surajba Vidya Mandir High School). 56 учеников 8 класса были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Перед началом эксперимента участники должны были решить тест (pre-test) по английской грамматике, состоящий из 25 вопросов разной сложности.
Сам эксперимент состоял в том, что обеим группам преподавали одну и ту же тему по английской грамматике с отличием в методе подачи материала. Во время обучения экспериментальной группы были использованы методы педагогического юмора (игра слов, двусмысленность и шутка), а в контрольной группе та же информация была представлена в ординарном формате. После проведенного занятия детям предложили пройти еще один тест (post-test), который являлся параллельной версией вводного теста и ответить на вопросы касающиеся их личного восприятия и отношения к юмору.
Итогом эксперимента стали следующие результаты:
Предварительный тест был выполнен учащимися с успешностью 38,3%, с показателем 37,6% в экспериментальной группе и 39,0% в контрольной группе. Завершающий тест был выполнен с показателем успешности 55,8%, где 60,1 % успешности был выявлен в экспериментальной группе и 51,2% в контрольной группе. Результаты групп также различались в восприятии и оценке юмора : 2,69 в экспериментальной группе по сравнению с 0,88 в контрольной группе. Эта разница была значительной при альфа-уровне 0,001, что свидетельствует об эффективности вмешательства экспериментаторов в создание юмористической атмосферы.
Рисунок 1. Результаты эксперимента
Рисунок 2. Восприятие юмора учащимися
Данный эксперимент продемонстрировал эффективность использования различных форм педагогического юмора в процессе обучения иностранному языку.
Таким образом, рассмотрев особенности, формы, функции, а также результаты использования педагогического юмора, можно заключить, что его использование в процессе обучения иностранному языку, имеет положительное влияние на результат и качество процесса преподавания.