Психолого-педагогическое сопровождение связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Психолого-педагогическое сопровождение связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности психолого-педагогическое сопровождения связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Ключевые слова: связная монологическая речь, общее недоразвитие речи.
При изучении теории по теме исследования обнаружено, что связная речь у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня имеет нарушения, в коррекции которых необходима помощь многих специалистов. [ 2, 3]
Целью эксперимента явилось определение содержания психолого-педагогического сопровождения формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта.
Базой экспериментальной работы явился детский сад № 30 «Гвоздичка» г. Брянска.
В исследовании участвовали по 10 детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Эксперимент проводился в несколько этапов:
1. Констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня речевого развития детей с ОНР III уровня дошкольного возраста и состояние психолого-педагогического сопровождения в учреждении на начало исследования.
2. Формирующий эксперимент, целью которого было разработка и апробация модели психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной монологической речи в условиях логопункта.
3. Контрольный эксперимент, целью которого было определение эффективности проведённого экспериментального обучения.
Нами были изучены личные дела детей, наблюдения за детьми; проведены беседы с педагогами. Для более объективной характеристики испытуемых с научных позиций мы воспользовались классификацией детей с ОНР, разработанной Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. [3]
Критерии исследования: умение правильно согласовывать члены предложения при составлении ответов на вопросы; последовательно излагать свои мысли с опорой на наглядный материал; пересказать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; составлять связный рассказ, выдерживая структуру текста.
Мы использовали методики выявления уровня сформированности связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.П. Глухова, которые адаптировали с учётом особенностей развития данной категории детей, исключены задания с элементами творчества, широко применялся наглядный материал и игровые приёмы. Детям было предложено выполнить следующие задания.
Для детей среднего дошкольного возраста:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам «картинки действия»;
- составление предложений по трем картинкам;
- пересказ текста знакомой сказки;
- составление рассказа по картинке.
Для старших дошкольников:
- пересказ текста;
- описательный рассказ;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- составление рассказа по сюжетной картинке;
- рассказ на основе личного опыта.
Качественный и количественный анализ результатов проведённого исследования помог нам выявить уровень развития связной речи у каждого ребенка.
Некоторые дети испытывали затруднение при исполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослого, не проявляли активности, пассивно следовали за инициативными детьми, были не внимательны, интерес к заданиям отсутствовал. Речь была не связной, отмечались грубые нарушения при выполнении заданий. Дети не уверенны в себе из-за стеснения своего речевого дефекта. Речь детей была монотонной, не выразительной. Часть детей справлялась с заданиями только при помощи наводящих вопросов. У них отмечались случаи нарушения логической последовательности в высказываниях, долго искали подходящие слова для ответа, прослеживалась смысловая незавершенность.
Таким образом, дети имеют определенные трудности в связном, грамматически правильно оформленном изложении своих мыслей, недостаточно владеют умениями правильно согласовывать члены предложения при ответе на вопросы. Полученная информация указывает на то, что связная речь у детей с ОНР III имеет низкий уровень и для его повышения необходимо проводить комплексную, планомерную коррекционную работу.
Необходимость в коррекционной работе по развитию связной речи воспитанников определяется речевым недоразвитием детей, одним из проявлений которого являются ограниченность словарного запаса, ошибки в произношении и понимании слов, неправильное их использование, а так же исключительно важной ролью слова в языке. Чем большим количеством слов владеет ребёнок, тем точнее реализуется функция коммуникации.
В логопедические занятия обязательно включается комплекс игр и упражнений, направленных на развития связной речи. Предполагаемая форма работы – индивидуальная, так как развитие речи происходит в условиях логопункта.
Нами были отобраны игры и упражнения, направленные на решение следующих основных задач: формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности; развитие связных высказываний, развитие сюжета. [1]
Основными задачами игр и упражнений является:
- формирование положительной мотивации к развитию связной речи;
- осуществление речевого развития;
-коррекция интеллектуального развития, формирование умения сравнивать, анализировать, рассуждать.
При проведении данных игр и упражнений следует учитывать следующие рекомендации:
1) при выборе игр и упражнений необходимо руководствоваться требованиями раздела «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, в частности, учитывать задачи работы по развитию связной речи, тематику и содержание занятий;
2) при проведении всех игр, упражнений с целью развития связной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;
3) в процессе проведения игр и упражнений фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной;
4) в процессе проведения игр и упражнений на логопедических занятиях в детском саду необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности.
Учителя - логопеды, осуществляющие коррекционную работу, могут увеличивать или уменьшать объем речевого материала, использовать предметную или игровую деятельность с постепенным увеличением объема учебного материала.
Ожидаемые результаты: повышение уровня развития связной монологической речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.