Коммуникативное развитие младших школьников посредством компьютерных игровых технологий
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Коммуникативное развитие младших школьников посредством компьютерных игровых технологий
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие коммуникативного развития обучающихся на этапе начального общего образования, особенности влияния компьютерных игровых технологий и их важность в целостном педагогическом процессе.
Ключевые слова: педагогика, развитие, коммуникативное развитие, общение, компьютеризация, современное образование, младшие школьники.
Сегодня целью образовательного процесса является, становление личности готовой к полноценному процессу коммуникации. И поэтому в современных условиях образования педагогам необходимо искать и интегрировать в процесс обучения новые образовательные технологии и методики.
Коммуникативное развитие показывает умения должным образом ориентироваться в коммуникационном процессе, без особых трудностей участвовать в нем, что сейчас можно достигнув с помощью правильной компьютеризации образовательного процесса.
Коммуникативное развитие у обучающихся начальной школы крайне важная задача, так как данная проблема затрагиева5т не только результативность обучения младших школьников, но и их процесс социализации и развития личности в целом. ЗУНы развиваются в деятельности, а коммуникативные умения и навыки формируются в процессе межличностного общения учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Коммуникативное развитие – это образование компетентности в процессе общения, включая осознанную направленность обучающихся на позицию других детей как коммуникаторов в общении и общей деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение.[3]
Начальная школа это тот этап образования, в котором начинается формирование личности ученика, закладывается его мировоззрение, а также это основа для коммуникативного развития, поэтому именно на этом этапе особенно остро ощущается необходимость поиска новых образовательных технологий Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует компьютеризации образовательного процесса и интеграции в него современных образовательных технологий.
В настоящее время представляют огромный интерес для педагогов, компьютерные игровые технологии. В современном образовательном процессе, когда всесторонне происходит компьютеризация школы и учебного процесса в целом, компьютерные игровые технологии по-прежнему являются «инновационными» в системе отечественного образования. Такие технологии имеют огромный потенциал, который не всем педагогам удается раскрыть в условиях «старой» школы, потенциал данных технологий заключается в простой реализации таких задач: формирование субъективной позиции ребенка в отношении своей деятельности, коммуникативное развитие, создание положительной эмоциональной среды.[1]
В современной педагогике понятие «игра», понимается как один из важнейших методов воспитания и образования (в связи с возрастными особенностями обучающихся), как часть педагогической культуры. В психологии же, игра — это способ активизации психических процессов, метод диагностики.
В формирования коммуникативного развития младший школьник сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливаясь к их конкретным ситуациям.
Использование компьютерных игровых технологий позволяет решить одну из важнейших задач – коммуникативное развитие обучающегося. Такие технологии – сильнейший метод и средство активизации ребенка в системе общественных взаимоотношений.[4]
Компьютерные игровые технологи как способ воспитания и передачи социо-коммуникативного опыта, как метод активизации учебного процесса может использоваться в следующих случаях:
- в качестве технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Младшим школьникам нужны компьютерные игровые технологии и коллектив сверстников не только для развлечения, но и важным причинам: в игровом процессе они получают навыки честной борьбы, учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь законам общества и находя свое место в коллективе.[2]
Для коммуникативного развития подходят компьютерные игровые технологии, являющиеся плодотворным методом формирования коммуникативных умений и навыков, в игре реализуется потребность во взаимодействии с миром.
Для эффективного коммуникативного развития чаще всего используют определенный набор игр:
-дидактические компьютерные игры - главная особенность таких игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
- развивающие компьютерные игры — это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, главной целью которого является развитие личностных навыков и умений младших школьников в том числе и коммуникативного развития. []
Через использование компьютерных игровых технологий раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения обучающихся, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. [5]