Влияние семейных конфликтов на социализацию детей
Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Влияние семейных конфликтов на социализацию детей
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние разных типов семейных конфликтов на социализацию детей и последствия семейных конфликтов на будущее детей.
Ключевые слова: конфликт, социализация, психотравмы, семейные конфликты.
Семья является институтом первичной социализации, именно поэтому процессы, происходящие с семьей и в семье, отражаются на процессе становления личности. Конфликты, возникающие в семье, усложняют процесс воспитания и социализации молодого поколения.
Семейная социализация - стихийное влияние всего уклада жизни семьи, в рамках которого происходит проигрывание социальных ролей (отца, брата, сестры, матери и т.д.) и накопление ребенком социального опыта относительно построения взаимодействия с окружающим миром во всех сферах жизнедеятельности [1].
Семья оказывает социализирующее воздействие на человека через нормативное и информативное влияние.
Именно семья является основным источником социализации, и именно семья в первую очередь позволяет человеку формировать социально компетентного человека.
Конфликт - это преднамеренное противостояние, противостояние как минимум двух людей, групп, их потребностей, интересов, взаимно противоположных, несовместимых, взаимоисключающих целей, интересов, целей, типов поведения, отношений, отношений, значимых для личности и групп.
Семейный конфликт - это сложный процесс на нескольких уровнях, который усугубляет и разрешает различные противоречия в повседневных отношениях близких: супругов, родителей и детей и т. д.
Семейные конфликты обычно связаны с желанием людей удовлетворить определенные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Существует много причин для этого.
Это включает в себя различные взгляды на семейную жизнь, неоправданные ожидания и потребности, грубость, неуважение, супружескую измену, финансовые трудности и т. д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а целым рядом причин, среди которых он условно Можно выделить основные - например, неудовлетворенные потребности супругов.
Испытываемые матерью или отцом негативные эмоции (злость, страх, обида, боль и т.д.) сигналят ребенку о том, что «что-то не так», «рядом опасность», формируют повышенную тревожность у ребенка, как личностную черту.
В раннем детстве такой ребенок будет беспокойным, сильно привязан к матери или отцу, криком будет удерживать их рядом с собой. Конечно, если с матерью или отцом (самыми близкими людьми) не безопасно, то без нее и подавно «ужас и смерть».
Семейные межличностные конфликты всегда оставляют у детей серьезные негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стресса и депрессии [2].
Воспитанный в атмосфере семейного конфликта, ребенок привыкает действовать на свой страх и риск, относится к другим, как к врагам, и для достижения своей цели он легко идет на обман и агрессию. Этот подход приводит к тому, что будущая семейная жизнь ребенка намеренно не функционирует. Ребенок, который присутствует с раннего детства в серьезных семейных конфликтах, иногда сопровождаемых прямым насилием, теряет моральный иммунитет, который защищает человека от явной агрессии.
В конфликтной семье ребенок испытывает негативный опыт общения, теряется вера в возможность дружеских и нежных отношений между людьми, накапливаются негативные эмоции и появляются психологические травмы.
Последствия семейных конфликтов во взрослой жизни ребенка:
- У детей из конфликтующих семей возникают глубокие межличностные конфликты. Тогда это может привести к развитию неврозов и депрессии в стрессовых ситуациях.
- Возникают некоторые черты характера: неуверенность в себе, изоляция и бездействие, равнодушие, агрессивность.
- Формируется поведенческий сценарий межличностного взаимодействия. Это проявляется в созданных семьях и со своими детьми, потому что семья, в которой вырос ребенок, устанавливает стандарт для его будущей семьи. Сначала ребенок знакомится, ассимилирует роли отца и матери, мужа и жены, мужчины и жены в процессе повседневных контактов, общения с родителями и близкими людьми.
- Формируется определенный образ мышления: негативный, с высокой критичностью. Образ мира негативен. Последствия этого процесса отражаются на всей жизни человека, значительно ухудшая качество его жизни.
Если ребенок стал свидетелем конфликта или его участника, важно поговорить с ним: спросите, как он себя чувствует, скажите, что оба родителя любят его, объясните, что ссора не разрушит семью и отношение его отношения к себе. Родители не могут критиковать другого родителя и противопоставлять ему ребенка. Необходимо соблюдать эмоциональное состояние ребенка после семейной ссоры.
Когда родители меняют свое поведение или настроение, проводите с ним больше времени, проявляя свою любовь и внимание. Важно восстановить нестабильное чувство безопасности и душевного равновесия.
Психотравмы чаще всего проявляются в форме переживаний, которые в силу своей тяжести, продолжительности или повторяемости сильно влияют на человека[3].
Особенно стоит подчеркнуть такое травмирующее состояние у ребенка, если он испытывает чувство вины.
Растущий человек чувствует препятствие для других, виновных в конфликтах, спорах и неудачах, и склонен воспринимать отношения других членов семьи с собой как обвинительные и укоряющие, хотя на самом деле это не так.
Термин «социализация» охватывает образование, развитие и результат процесса управления и неуправления.
Формирование и развитие личности зависит от физиологических, психологических особенностей, а также факторов социализации.
Основным фактором социализации является семья.
Неблагоприятные условия конфликтных ситуаций, которые подростки испытывают в семье, приводят к деформации социализации, которая проявляется у подростков. Семьи, в которых «иногда» возникают конфликтные ситуации, более социализированы и чувствуют себя эмоционально комфортно в среде, в которой они находятся.
Они склонны к принятию других, чем себя, так как стремятся к работе над своими недостатками, честно выполняющие свои обязанности, но в них также проявляются эгоистические черты.