ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ АГУ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ УСПЕШНОСТИ
Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ АГУ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ УСПЕШНОСТИ
Актуальность исследования: мотивация как состояние тесно связывается с успешностью деятельности. При отсутствии у человека должного мотивационного уровня успешность выполняемой им деятельности весьма проблематична [1]. Люди мотивированные на избегание неудач, часто не находят самостоятельную такую сферу активности, где можно было бы реализовать свои потенциальные возможности. Перестраивая деятельность через создание ситуации успеха, можно обеспечить изменение внутриличностной мотивации, что будет способствовать определенной перестройке на уровне личности. Такая личность сама способна включиться в деятельность, стремясь добиться успеха [2].
Исследования многих авторов (Д. Аткинсон, Д. Макклеланд, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации.
От них, как считают исследователи, во многом зависит судьба и положение человека в обществе. Однако нельзя забывать, что если мотивация — состояние, отображающее уровень стремления субъекта к реализации определённых мотивов, то и личностные особенности человека также могут определять мотивацию [1].
Проблема изучения мотивационной сферы становиться особенно актуальной в процессе обучения в ВУЗе, поскольку одной из важнейших задач обучения является развитие личности студентов в процессе формирования будущего специалиста-профессионала.
Процесс обучения должен способствовать становлению студента как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. Поскольку мотивация влияет на успешность обучения, выполнения профессиональной деятельности, определяет личностью активность студентов в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности, представится актуальным проанализировать связь мотивации с индивидуально личностными характеристиками студентов, что бы можно было управлять процессом обучения.
Целью нашей работы выступило исследование взаимосвязи мотивации и индивидуально-личностных характеристик студентов разной степени успешности.
Методы исследования: использовали теоретические методы: анализ, синтез, методы обобщения; эмпирические методы: наблюдение тестирование, методы опроса.
В работе использовали следующие методики: методика К. Юнга «Выявление типологических особенностей личности», методика «Опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы» (СНС) Е.И. Рогова, методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, методика многофакторного исследования личности» (16 PF) Р. Кеттелла, методика модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым.
Исследования проводились на протяжении 1,5 лет на факультетах психологии и математики и информационных технологий АГУ. Определили, что успешность будет выражаться в следующем: высокой степени успешности — отличники, ведущие активную общественную жизнь, в том числе студенты, получающие повышенную стипендию; средней степени успешности: учащиеся, имеющие оценки четыре, пять, не принимающие активную жизнь на факультете. Студенты, систематически не посещающие занятия, имеющие неудовлетворительные оценки и не участвующие в общественной жизни, в исследовании участия не принимали, так как в этом случае сложно говорить о любой степени успешности.
Общая выборка была разделена нами на две группы: первая группа — студенты с высокой степенью успешности, вторая группа — студенты со средней степенью успешности двух факультетов АГУ, факультета психологии и математики и информационных технологий.
Количество испытуемых составило 67 человек. Первая группа — 30 респондентов (факультет психологии), вторая группа — 37 респондентов (факультет математики и информационных технологий). Возраст испытуемых: 17—22 лет.
Сравнивали показатели двух групп. Начали с методики К. Юнга «Выявление типологических особенностей личности» (показатели экстраверсии и интроверсии). Оказалось, что у представителей двух групп примерно одинаковое количество экстравертов и интровертов.
Говоря о результатах жизненных проявлений типологических свойств нервной системы (СНС) Е.И. Рогова по основным типологическим характеристикам (7 шкал СНС), мы можем отметить следующее: по таким шкалам как: чувствительность (у 1 группы значение 26,24 у 2 группы — 25,1), подвижность нервных процессов (1 группа 25,7 против 24,76 у второй группы), энергичность (1 группа 26,1; 2 группа 26,73), выносливость к длительным нагрузкам (27,6 и 27,3 соответственно), выносливость к интенсивным нагрузкам (значения 1 группы 25,4 и значения 2 группы 26,11), эмоциональная реактивность (25,6 и 26,6) различия у девушек и юношей отсутствует. А по шкале тормозного процесса (1 группа 27,7 и 25,05 — 2 группа) наблюдаются различия.
Сравнивая показатели по методике А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, входящих в структуру мотивации аффилиации, — стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО), определили среднее значение показателей 1 группы по шкале стремления к принятию (17,2) и страха отвержения (13, 54), а так же у 2 группы — 15,6 и 13, 5 соответственно. Обнаружили, что из двух шкал ярко выражены различия по шкале стремления к принятию (17,17) у 1 группы, по шкале «страх отвержения» нет достоверной разницы между результатами двух выборок.
Проанализировав данные средних показателей мы рассчитали по t критерию Стьюдента полученные различия по шкалам.
Разделение произвели по критерию успешности между двумя группами студентов. Сравнивая показатели по шкале жизненных проявлений типологических свойств нервной системы (СНС) Е.И. Рогова по основным типологическим характеристикам, по шкале энергичность и по методики А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, входящих в структуру мотивации аффилиации, — стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО), по шкале стремление к принятию решения и по тесту измерения мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминов), нами различия между двумя группами не выявлены.
Из полученных результатов мы обнаружили статистические различия по результатам следующих методик: по методики Е.И. Рогова по шкале выносливость к длительным (tкр = 1,99 (p ≤ 0,05); 2,65 (р ≤ 0,01)) и интенсивным (tкр = 2,04 (p ≤ 0,05); 2,73 (р ≤ 0,01)) нагрузкам. Мы можем сделать вывод о том, что между показателями мотивации стремления к успеху и среднего показателя мотивации избегание неудач по шкале выносливость к длительным нагрузкам (у студентов с мотивацией достижения успеха 27,67 и мотивацией избегания неудач 24,5) и выносливость к интенсивным нагрузкам (у студентов с мотивом достижения успеха 27,52 и мотивом избегания неудачи 25,23) обнаружены различия, как и по шкалам мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи (tкр = 1,99 (p ≤ 0,05); 2,65 (р ≤ 0,01)).
Проведя работу, мы убедились в том, что существует связь между мотивацией и индивидуально-личностными характеристиками студентов разной степени успешности, в данном случае испытуемых студентов. Эта связь выражается в том, что студенты, которые мотивированны на избегание неудач имеют такие характеристики, как чувствительность и эмоциональная реактивность. Студенты, которые мотивированны на достижение к успеху, имеют следующие характеристики, как подвижность нервных процессов, выносливость к длительным и интенсивным нагрузкам.
На успешность деятельности студентов могут влиять такие индивидуально-личностные особенности, как чувствительность, эмоциональная реактивность, энергичность, выносливость длительным нагрузкам. Индивидуально-личностные характеристики студентов первой группы отличаются высокой чувствительностью, эмоциональной реактивностью и энергичностью, индивидуально личностные характеристики студентов второй группы отличаются выносливостью к интенсивным нагрузкам.
Следовательно, индивидуально-личностные особенности студентов могут влиять на их мотивацию, но не являются ведущими.
Список литературы:
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием, М., Изд. МГУ, 2001 г. — 198 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Ильин Е.П. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с: ил. ISBN 5-691-00180-9. ISBN 5-691-00181-7(1).
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: ил. ISBN 5-691-00180-9. ISBN 5-691-00182-5(11).