Статья:

Способы наименования героев романа М. Петросян «Дом, в котором…».

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Менщикова И.Ю. Способы наименования героев романа М. Петросян «Дом, в котором…». // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Способы наименования героев романа М. Петросян «Дом, в котором…».

Менщикова Ирина Юрьевна
студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Царан Александр Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Проблема внутритекстовой субъектной организации текста была поставлена в работах В. В. Степановой. Вера Васильевна пишет: «Внутритекстовая субъектная организация текста – это особый объект исследования, методика которого ориентирована на анализ целого текста».[3,С.240] Для нашего исследования были выбраны два, противоположных друг другу, героя книги – Лорд и Слепой. С помощью сплошной выборки лексем, именующих персонажей, мы выделили несколько видов классификаций. Основной способ именования для Лорда базируется его внешности. Наиболее частотное «имя» нашего персонажа именно «Лорд». Здесь идет прямая отсылка к внешности. Из неё мы видим, что отличительная черта Лорда в Доме - это красота. Он не просто красивый, а «нечеловеческий красивый»:

«Там, над расписными кофейными чашками, сидели колясники четвертой. Лорд – медововолосый и сероглазый, красивый, как эльфийский король<…>

«Стоящий Лорд легок, как пушинка»

«Золотоголовый недоуменно оглядывается, словно осознает, наконец, что все это время здесь было более шумно».

«Вообще в присутствии полыхающего очами, нечеловечески красивого Лорда я бы на ее месте потерял дар речи» [1].

Следующее по частоте наименование героя – это «Эльф». Здесь мы можем определить, что красота персонажа граничит с ирреальностью. Возьмем статью из Толкового словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой

Эльф, -а, лс. В германской мифологии; сказочное, воздушное существо, .дух. <…>

Благодаря такому определению героя, мы понимаем, что Лорд – это чаще добрый по отношению к окружающим человек. «Воздушное существо» отсылка к тому, что физически герой некрупный, невысокий, как бы «бестелесный».  И здесь мы видим характеристику героя – «сказочный».  Сразу вспоминается замечательная характеристика человека - «Сказочно красивый». Лексема «Эльф» часто употребляется с прилагательными. Например, «прекрасный», «рассветный», «злой», «живой»:

«Через полчаса после Слепого вернулся Лорд. Рассветный эльф, обмотанный эластичным бинтом».

«С особым злорадством она отметила, что волосы у него вовсе не белые. И уж, конечно, никаких листьев и цветов на щеках. Но она поняла и то, чего они добивались, обесцвечивая волосы и рисуя эти листья. Впервые поняла. Увидев живого эльфа».

«Человек, непривычный к Злому Эльфу, в его присутствии теряется, погребенный под кучей комплексов» [1].

Как мы писали выше, «Эльф», потому что сказочно красивый. Но в нашем примере мы видим отсылку и к характеру героя – «злой». В романе наш Эльф злой из-за своей красоты, необыкновенная внешность мешает герою жить. Стоит отметить, что на протяжении всего повествования Лорд бывает злым только в тех ситуациях, когда кто-то обращает пристальное внимание на его внешность.

Такое словосочетание как «эльфийский король» дает понять нам, что персонаж самый красивый, он Король эльфов, выше него никого нет.  

«Там, над расписными кофейными чашками, сидели колясники четвертой. Лорд – медововолосый и сероглазый, красивый, как эльфийский король[1].

Благодаря высказываниям других героев мы выяснили, что Лорд неоднозначный персонаж. Он может быть тихим, незаметным и спокойным:

«Мельком гляжу на смятый плед в углу кровати, где сидел застывший дракон» [1].

Совершенно выбивается из нашего списка такое наименование, как «Лилия». Если брать словарное значение, то ничего схожего с героем нет:

Большой толковый словарь

ЛИЛИЯ, -и; ж. Луковичное растение с прямым стеблем и крупными цветками в виде колокола.

Но следуя из предыдущей классификации, мы понимает, что автор имела в  виду тонкость и хрупкость, что свойственно герою, цветка.

«На полусыром своем драконе я процарапываю их кончиком ножа – кривые геральдические лилии – где только можно, а когда заканчиваю, дракон – уже не просто дракон, а Лорд, потому что лилия – это Лорд, если хочешь нарисовать его быстро и понятно всем» [1].

И последнее наименование основывается на роли, положению Лорда в Доме - «Состайник»

«Когда на моих глазах состайник наливается самомнением, оскотинивается и жирно прищуривается, я, по-вашему, должен молчать» [1].

В книге Мариам Петросян все персонажи делятся на стаи. «Фазаны», «Псы», «Птицы», «Крысы», а стая, в которой находится наш герой, никак не называется. Просто четвертая, по номеру комнаты, в которой они обитают.

Второй наш герой, полная противоположность Лорду, Слепой. Слепой – это самое частотное наименование персонажа. Герой на самом деле слеп:

«Что такое «видеть», Слепой не понимал. А поняв умом, не мог представить» [1].

Несмотря на физическую неполноценность, Слепой отлично ориентируется в пространстве, У него сильно развито звериное чутье, помогающее не натыкаться на предметы при ходьбе.

Второй наиболее частотный способ наименования героя – это «Вожак».

«– Как скажешь, – покладисто соглашается вожак».

«Видишь ли, – подмигнул он мне, – наш вожак – долгих ему лет вожачества – слеп как крот<…>,».

«Разнести ему щиколотку вдребезги, чтобы любимый вожак надолго охромел» [1].

Мы выяснили, что наш персонаж главный, он Вожак.

Наименование «Вожак» у героев имеет положительную коннотацию: он «наш», «любимый». Он главный, потому что нет людей, одного с ним уровня. Состайники приняли главенство нашего героя, он не только главный в Доме, он их Вожак

Обратимся к Толковому словарю Ожегова:

Вожак

-а, м. 1. Человек, к-рый ведёт за собой кого-н. (обычно многих), указывает путь. Местный житель - в. по болотным тропам. 2. Человек, водящий слепого, поводырь. В. у слепого. 3. Человек, возглавляющий какое-н. общественное движение, активно действующую группу.. 4. Животное, ведущее за собой стаю, группу. В. собачьей упряжки.

Здесь мы выявляем некоторую закономерность. Напомним, что первое имя героя – Слепой. Толковый словарь Ожегова говорит нам, что одно из значений слова «вожак»- водящий слепого. Персонаж Мариам Петросян «водит» не только себя, но и свою «стаю», опять же, из словаря Ожегова – «Животное, ведущее за собой стаю». Нашему Вожаку в книге приписывается свойство оборотничества: 

«Это длилось недолго, а потом Слепой убежал в чащу обнюхивать мшистые стволы, скакать по влажным листьям и кататься по земле<…> Он перескочил ручей, не замочив лап, покружил по прибрежной кромке, нашел лужу и вылакал ее с головастиками» [1].

Именно из-за того, что наш герой оборотень, он может жить и без зрения. Вот откуда берется его звериное чутье.

По смыслу с «Вожаком» схож и такой способ персонизации, как «Хозяин»:

«Идиот! Перед тобой хозяин Дома [1].

Здесь положение в Доме повышается. Герой не только Вожак своей стаи, он Хозяин Дома. В процессе исследования мы выяснили, что в тексте присутствует некоторая особенность, а именно несоответствие внешних и внутренних признаков. Наш персонаж самый главный  в стае, в Доме. Он имеет авторитет среди состайников и воспитателей.«Безликость» нашего героя, незаметность, отсутствие зрения нисколько не мешают быть Хозяином. И, как полная противоположность предыдущего героя, Лорд. Вопреки своей яркой внешности он не лидер. Чаще сам старается быть незаметным:

«Силуэт на подоконнике закопошился, плотнее задергивая занавеску» [1].

Как мы писали выше, Лорд злится, когда кто-либо обращает пристальное внимание на его эльфийскую внешность. Именно красота заставляет нашего героя «прятаться». Мы провели анализ по проблеме субъектной организации лексической структуры в тексте (на материале романа Мариам Петросян «Дом, в котором…»).Таким образом, с помощью сплошной выборки лексем, именующих персонажей, мы выделили несколько способов наименования героев: по внешности, ирреальным способностям, по положению в Доме.

 

Список литературы:
1. Петросян, М. Дом, в котором. – М., Livebook/Гаятри., 2009. – 960 с.//  [Электронный ресурс] -  Режим доступа. - URL: http://www.100bestbooks.ru/files/Petrosyan_Dom_v_kotorom.pdf (Дата обращения: 1.03.18)
2. Степанова, В.В. Слово в тексте. Из лекций по функциональной лексикологии. – СПб.: Наука, САГА, 2006. – 272 с.