Особенности развития ораторских способностей у студентов колледжа
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности развития ораторских способностей у студентов колледжа
Актуальность исследования развития ораторских способностей у студентов обусловлена прежде всего тем, что многим выпускникам социально-гуманитарных факультетов (педагогам, психологам, журналистам, юристам и др.) в силу специфики профессиональной деятельности приходится постоянно сталкиваться с необходимостью публичного выступления [1; 2; 3]. Однако в психологической науке практически не уделяется внимания особенностям развития ораторских способностей у студентов.
В нашем исследовании вслед за Л.В. Айдиновой, под ораторскими способностями понимается сложный феномен, который проявляется как результат взаимодействия внутренних задатков и внешних по отношению к личности требований и специфики осуществления ораторской деятельности. В свою очередь, в соответствии со спецификой ораторской деятельности личность оратора должна обладать следующими ораторскими способностями: академической, дидактической, коммуникационной, речевой, перцептивной, прогностической [1; 2; 3].
Эмпирическое исследование проводилось с участием 62 студентов колледжа. Получение эмпирических данных о развитии ораторских способностей у студентов осуществлялось с помощью двух взаимодополняющих опросных методик (опросник «Оценка студентами собственных ораторских способностей» Л.В. Айдиновой и тест-опросник овладения ораторским искусством М. Снайдера) и листа экспертной оценки преподавателями ораторских способностей у студентов.
Анализ результатов позволил получить уровневые показатели развития ораторских способностей в выборке студентов (табл. 1).
Таблица 1
Уровневые показатели развития ораторских способностей в выборке студентов (в %)
Ораторские способности |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Перцептивные способности |
4,8% |
30,6% |
64,6% |
Коммуникативные способности |
29% |
37,1% |
33,9% |
Дидактические способности |
9,7% |
35,5% |
54,8% |
Речевые способности |
25,8% |
30,6% |
43,6% |
Прогностические способности |
8,1% |
33,9% |
58% |
Академические способности |
35,5% |
35,5% |
29% |
Мотивационная направленность на овладение ораторскими способностями |
71% |
29% |
0% |
Из данных таблицы 1 можно видеть, что большинство ораторских способностей в выборке студентов развиты на низком и среднем уровне.
Наиболее часто низкий уровень развития отмечается по перцептивным ораторским способностям (64,6% выборки). Студенты с такими результатами не способны проявлять «психологическую наблюдательность», учитывая настроения, эмоции, заинтересованность слушателей в собственном выступлении. Это означает, что даже при развитости прочих ораторских способностей, студенты не смогут сделать собственное выступление по-настоящему интересным и полезным для аудитории, т.к. не могут ориентироваться на ее эмоции и потребности.
Коммуникативные ораторские способности у большинства студентов развиты на высоком (29%) и среднем (37,1%) уровнях. При таких результатах студенты могут общаться с аудиторией, вступать с ней в активный диалог, отвечать на вопросы и т.п. 33,9% выборки студентов, напротив, показали низкий уровень развития коммуникативных ораторских способностей: они не умеют выстраивать диалог с аудиторией, общаться с ней в рамках поставленных задач выступления, отвечать на задаваемые вопросы и своевременно реагировать на замечания, критику, поправки и иные высказывания и действия в свой адрес, что может существенно осложнять любое выступление.
Дидактические ораторские способности развиты в выборке студентов преимущественно на низком (54,8%) и среднем (35,5%) уровнях. Неразвитость дидактических способностей в данном случае означает, что студенты не умеют адаптировать и реконструировать материал собственного выступления в соответствии с потребностями, подготовленностью определенной аудитории слушателей: их выступление (независимо от степени подготовленности и владения материалом) может восприниматься как непонятное, неинтересное. таким образом, чтобы он был доступным, понятным и вызывал интерес.
Речевые ораторские способности в рассматриваемой выборке также чаще всего развиты на низком (43,6%) и среднем (30,6%) уровнях. При таких результатах речь не отличается ясностью, четкостью, выразительностью, насыщенностью (в том числе и по мимическим и пантомимическим средствам выразительности) и студенты могут испытывать трудности в случаях, если, например, необходимо убедить или заинтересовать слушателей чем-либо.
Прогностические ораторские способности в выборке студентов чаще развиты на низком уровне (58%). Это означает, что студенты не проявляют способности «предугадывать» характер собственного воздействия на слушателей, их реакции, а также неумение следить одновременно за аудиторией, ее состоянием и собственным поведением во время выступления (поза, жесты, мимика и др.).
Академические ораторские способности в рассматриваемой выборке студентов развиты преимущественно на высоком (35,5%) и среднем (35,5%) уровнях. Это означает, что студенты умеют готовить выступление, используя наиболее актуальные и современные источники информации по выбранной проблеме, легко оперируя понятиями и следя за новыми исследованиями. Однако у 29% выборки академические ораторские способности являются неразвитыми: студенты не проявляют интереса к выбранной области информации, не следят за актуальными исследованиями и не умеют оперировать терминологией и выстраивать собственное выступление.
Так, мы видим, что большинство ораторских способностей в выборке студентов развиты на низком и среднем уровне. Примечательно при этом, что большинство студентов (71%) желают овладеть ораторскими способностями, считают их важной составляющей собственной будущей профессиональной деятельности, необходимым условием развития. 29% выборки не проявляют ярко выраженной мотивационной направленности на овладение ораторскими способностями, однако также считают их важной составляющей профессионального мастерства в выбранной специальности. Так, ни один студент в рассматриваемой нами выборке не показал полного отсутствия интереса и мотивации к освоению ораторских способностей.
Также нами рассматривались и показатели общего уровня развития ораторских способностей в выборке студентов. Только 17,7% выборки студентов показывают высокий уровень развития ораторских способностей. При высоком уровне личность легко выстраивает собственную речь, умеет поддержать беседу, дискуссию, спор, убедительно отстаивать собственную точку зрения, а также легко справляться с волнением перед выступлением, привлекать внимание слушателей, говорить ясно, просто, эмоционально, выразительно, доступно и интересно для слушателей. 35,5% выборки имеют средний, а 46,8% выборки студентов – низкий уровень развития ораторских способностей. При таком уровне личность не умеет выстраивать собственное выступление, речь отличается невыразительностью, безэмоциональностью, неубедительностью и не привлекает внимания слушателей. Необходимость публичного выступления у студентов с такими результатами может вызывать ярко выраженные негативные эмоции (страх, тревога), которые могут не только осложнить выступление, но и привести к полному отказу от него даже в условиях долгой и кропотливой подготовки, хорошего владения материалом по проблеме выступления.
Таким образом, проведенное исследование позволило получить следующие результаты. Большая часть выборки (82,3%) показывают несформированные ораторские способности в целом и по отдельным их составляющим. Наименее развитыми у студентов являются перцептивные, дидактические, речевые и прогностические ораторские способности. Это означает, что большинство студентов не способны проявлять «психологическую наблюдательность», учитывая настроения, эмоции, заинтересованность слушателей в собственном выступлении; не умеют адаптировать и реконструировать материал собственного выступления в соответствии с потребностями, подготовленностью определенной аудитории слушателей, а их речь не отличается ясностью, четкостью, выразительностью, насыщенностью (в том числе и по мимическим и пантомимическим средствам выразительности). Студенты не склонны проявлять способность «предугадывать» характер собственного воздействия на слушателей, их реакции, а также не умеют следить одновременно за аудиторией, ее состоянием и собственным поведением во время выступления (поза, жесты, мимика и др.). При этом большинство студентов (71%) желают овладеть ораторскими способностями, считают их важной составляющей собственной будущей профессиональной деятельности, необходимым условием развития.