Статья:

Особенности развития ораторских способностей у студентов колледжа

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сахарова О.Д. Особенности развития ораторских способностей у студентов колледжа // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития ораторских способностей у студентов колледжа

Сахарова Олеся Дмитриевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Кузьменкова Ольга Валентиновна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Актуальность исследования развития ораторских способностей у студентов обусловлена прежде всего тем, что многим выпускникам социально-гуманитарных факультетов (педагогам, психологам, журналистам, юристам и др.) в силу специфики профессиональной деятельности приходится постоянно сталкиваться с необходимостью публичного выступления [1; 2; 3]. Однако в психологической науке практически не уделяется внимания особенностям развития ораторских способностей у студентов.

В нашем исследовании вслед за Л.В. Айдиновой, под ораторскими способностями понимается сложный феномен, который проявляется как результат взаимодействия внутренних задатков и внешних по отношению к личности требований и специфики осуществления ораторской деятельности. В свою очередь, в соответствии со спецификой ораторской деятельности личность оратора должна обладать следующими ораторскими способностями: академической, дидактической, коммуникационной, речевой, перцептивной, прогностической [1; 2; 3].

Эмпирическое исследование проводилось с участием 62 студентов колледжа. Получение эмпирических данных о развитии ораторских способностей у студентов осуществлялось с помощью двух взаимодополняющих опросных методик (опросник «Оценка студентами собственных ораторских способностей» Л.В. Айдиновой и тест-опросник овладения ораторским искусством М. Снайдера) и листа экспертной оценки преподавателями ораторских способностей у студентов.

Анализ результатов позволил получить уровневые показатели развития ораторских способностей в выборке студентов (табл. 1).

Таблица 1

Уровневые показатели развития ораторских способностей в выборке студентов (в %)

Ораторские способности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Перцептивные способности

4,8%

30,6%

64,6%

Коммуникативные способности

29%

37,1%

33,9%

Дидактические способности

9,7%

35,5%

54,8%

Речевые способности

25,8%

30,6%

43,6%

Прогностические способности

8,1%

33,9%

58%

Академические способности

35,5%

35,5%

29%

Мотивационная направленность на овладение ораторскими способностями

71%

29%

0%

 

Из данных таблицы 1 можно видеть, что большинство ораторских способностей в выборке студентов развиты на низком и среднем уровне.

Наиболее часто низкий уровень развития отмечается по перцептивным ораторским способностям (64,6% выборки). Студенты с такими результатами не способны проявлять «психологическую наблюдательность», учитывая настроения, эмоции, заинтересованность слушателей в собственном выступлении. Это означает, что даже при развитости прочих ораторских способностей, студенты не смогут сделать собственное выступление по-настоящему интересным и полезным для аудитории, т.к. не могут ориентироваться на ее эмоции и потребности.

Коммуникативные ораторские способности у большинства студентов развиты на высоком (29%) и среднем (37,1%) уровнях. При таких результатах студенты могут общаться с аудиторией, вступать с ней в активный диалог, отвечать на вопросы и т.п. 33,9% выборки студентов, напротив, показали низкий уровень развития коммуникативных ораторских способностей: они не умеют выстраивать диалог с аудиторией, общаться с ней в рамках поставленных задач выступления, отвечать на задаваемые вопросы и своевременно реагировать на замечания, критику, поправки и иные высказывания и действия в свой адрес, что может существенно осложнять любое выступление.

Дидактические ораторские способности развиты в выборке студентов преимущественно на низком (54,8%) и среднем (35,5%) уровнях. Неразвитость дидактических способностей в данном случае означает, что студенты не умеют адаптировать и реконструировать материал собственного выступления в соответствии с потребностями, подготовленностью определенной аудитории слушателей: их выступление (независимо от степени подготовленности и владения материалом) может восприниматься как непонятное, неинтересное. таким образом, чтобы он был доступным, понятным и вызывал интерес.

Речевые ораторские способности в рассматриваемой выборке также чаще всего развиты на низком (43,6%) и среднем (30,6%) уровнях. При таких результатах речь не отличается ясностью, четкостью, выразительностью, насыщенностью (в том числе и по мимическим и пантомимическим средствам выразительности) и студенты могут испытывать трудности в случаях, если, например, необходимо убедить или заинтересовать слушателей чем-либо.

Прогностические ораторские способности в выборке студентов чаще развиты на низком уровне (58%). Это означает, что студенты не проявляют способности «предугадывать» характер собственного воздействия на слушателей, их реакции, а также неумение следить одновременно за аудиторией, ее состоянием и собственным поведением во время выступления (поза, жесты, мимика и др.).

Академические ораторские способности в рассматриваемой выборке студентов развиты преимущественно на высоком (35,5%) и среднем (35,5%) уровнях. Это означает, что студенты умеют готовить выступление, используя наиболее актуальные и современные источники информации по выбранной проблеме, легко оперируя понятиями и следя за новыми исследованиями. Однако у 29% выборки академические ораторские способности являются неразвитыми: студенты не проявляют интереса к выбранной области информации, не следят за актуальными исследованиями и не умеют оперировать терминологией и выстраивать собственное выступление.

Так, мы видим, что большинство ораторских способностей в выборке студентов развиты на низком и среднем уровне. Примечательно при этом, что большинство студентов (71%) желают овладеть ораторскими способностями, считают их важной составляющей собственной будущей профессиональной деятельности, необходимым условием развития. 29% выборки не проявляют ярко выраженной мотивационной направленности на овладение ораторскими способностями, однако также считают их важной составляющей профессионального мастерства в выбранной специальности. Так, ни один студент в рассматриваемой нами выборке не показал полного отсутствия интереса и мотивации к освоению ораторских способностей.

Также нами рассматривались и показатели общего уровня развития ораторских способностей в выборке студентов. Только 17,7% выборки студентов показывают высокий уровень развития ораторских способностей. При высоком уровне личность легко выстраивает собственную речь, умеет поддержать беседу, дискуссию, спор, убедительно отстаивать собственную точку зрения, а также легко справляться с волнением перед выступлением, привлекать внимание слушателей, говорить ясно, просто, эмоционально, выразительно, доступно и интересно для слушателей. 35,5% выборки имеют средний, а 46,8% выборки студентов – низкий уровень развития ораторских способностей. При таком уровне личность не умеет выстраивать собственное выступление, речь отличается невыразительностью, безэмоциональностью, неубедительностью и не привлекает внимания слушателей. Необходимость публичного выступления у студентов с такими результатами может вызывать ярко выраженные негативные эмоции (страх, тревога), которые могут не только осложнить выступление, но и привести к полному отказу от него даже в условиях долгой и кропотливой подготовки, хорошего владения материалом по проблеме выступления.

Таким образом, проведенное исследование позволило получить следующие результаты. Большая часть выборки (82,3%) показывают несформированные ораторские способности в целом и по отдельным их составляющим. Наименее развитыми у студентов являются перцептивные, дидактические, речевые и прогностические ораторские способности. Это означает, что большинство студентов не способны проявлять «психологическую наблюдательность», учитывая настроения, эмоции, заинтересованность слушателей в собственном выступлении; не умеют адаптировать и реконструировать материал собственного выступления в соответствии с потребностями, подготовленностью определенной аудитории слушателей, а их речь не отличается ясностью, четкостью, выразительностью, насыщенностью (в том числе и по мимическим и пантомимическим средствам выразительности). Студенты не склонны проявлять способность «предугадывать» характер собственного воздействия на слушателей, их реакции, а также не умеют следить одновременно за аудиторией, ее состоянием и собственным поведением во время выступления (поза, жесты, мимика и др.). При этом большинство студентов (71%) желают овладеть ораторскими способностями, считают их важной составляющей собственной будущей профессиональной деятельности, необходимым условием развития.

 

Список литературы:
1. Айдинова, Л.В. Ораторские способности как элемент коммуникативной компетентности будущего специалиста: программа и модель развития [Электронный ресурс] / Л.В. Айдинова, С.Ю. Курилова // Актуальные проблемы современной науки: Всероссийская научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт Северо-Кавказский государственный технический университет Филиал ВНИИ МВД России в г. Ставрополе. – Ставрополь: Ставропольский университет, 2012. – С. 6-10. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21392936. 
2. Айдинова, Л.В. Психологические аспекты в развитии ораторских способностей: монография [Электронный ресурс] / Л.В. Айдинова. – Ставрополь: СевКазГТИ, 2008. – 113 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20102104. 
3. Айдинова, Л.В. Развитие ораторских способностей как способ достижения профессионального мастерства [Электронный ресурс] / Л.В. Айдинова, П.В. Чурсина // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: Материалы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ростов-н/Д.: РГМУ, 2016. – С. 5-11. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28940666.