К вопросу о формировании грамматических навыков говорения на уроках иностранного языка в старшей школе
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
К вопросу о формировании грамматических навыков говорения на уроках иностранного языка в старшей школе
В современном мире иностранный язык связан со многими сферами, такими как политика, экономика, образование.
Актуальность исследования обусловлена современной международной ситуацией, которая приводит к увеличению количества культурных и деловых контактов, поэтому невозможно оставить без внимания процессы глобализации. Следовательно, возникает необходимость владения иностранным языком. Кроме того, согласно требованиям ФГОС обучение иностранному языку нацелено на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, в которой важную роль играет грамматика.
Грамматический навык – способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства. [Колкер 2000:136]
Формирование грамматического навыка осуществляется на основе двух основных подходов: эксплицитный и имплицитный. Е.Н. Соловова отмечает, что на современном этапе эти два подхода применяются одновременно (дифференцированный подход).
Выбор одного из подходов зависит от ряда факторов: возраст учащихся, уровень подготовки, сложность изучаемого материала.
Изучение и анализ методологической литературы, опрос учителей и учащихся школы позволили выявить необходимость в разработке методических рекомендаций по формированию у учащихся грамматических навыков говорения на уроке иностранного языка.
Методические рекомендации посвящены методике работы над формированием грамматических навыков говорения у учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка на базе УМК «Laser B2» для разделов «Relationships» и «Travelling». Они составлены на основе собственного опыта работы с данным УМК и с учетом рекомендаций авторов курса. Они разработаны для учащихся старшей школы и могут быть использованы педагогами и студентами – практикантами, работающими на базе УМК «Laser B2», а также учащимися, в качестве самостоятельной работы над изучаемым материалом, так как методические рекомендации включают в себя ключи для самопроверки. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования грамматических навыков при обучении говорению будет происходить эффективно, если целенаправленно и систематически использовать на уроках иностранного языка специально разработанные методические рекомендации.
Цель методических рекомендаций: Формирование грамматических навыков у обучающихся старших классов при обучении говорению на уроках английского языка.
Задачи методических рекомендаций:
- Ознакомить обучающихся с теоретическим материалом по грамматике в рамках тем, определенных УМК.
- Развивать грамматические умения обучающихся на уроке английского языка.
- Формировать у обучающихся грамматические навыки говорения по установленным программой темам.
Данные методические рекомендации разделены на две главы и содержат теоретический и практический материал. В теоретической части методических рекомендаций содержатся:
- Принципы составления заданий;
- Формируемые УУД обучающихся;
- Описание последовательности работы с заданиями.
Практическая часть разделена на две темы, состоящие из трех блоков заданий и упражнений. Первый блок направлен на формирование и закрепление теоретических знаний учащихся. Второй блок предназначен для развития грамматических умений. Третий блок ориентирован на формирование грамматических навыков в монологической и диалогической речи.
Приведем примеры заданий и упражнений из каждого блока:
- Знания
Match the headings with the examples. (Continuous forms)
- At the moment
- In the future
- The future in the past
- Something is changing
- Something changing in the past
- Temporary situations
- Temporary situations in the past
- Events continuing up to a particular moment
- Events continuing up to a particular moment in the past
- My friends were living in London for a few months last summer
- Matt and Jane are going on holiday this summer.
- They were very excited because they were going to the mountains next week.
- We are staying in a wonderful hotel.
- I am tired because I have been driving a car for 5 hours.
- The area is developing quickly because of tourism.
- I am walking around the city now.
- We were annoyed because the hotel manager had been lying to us.
- By the late 60s many Spanish resorts were growing very fast.
- Умения
Use the verbs given to complete the dialogue. Use present/past continuous, present/past perfect continuous tenses and read the dialogue out loud.
Jane: Hello, Alex. I’m glad to see you again._______you____________(travel) around Europe for the last 3 months?
Alex: Hi, Jane. That’s right! I_________________(get) around Europe without spending any money for the last three months. But I_______________________(leave) again next week to continue my journey.
Jane: So you_______________(do) it for free. How did you manage to do it? It’s unbelievable!
Alex: Well, five months ago I_______________________________(sit) in a café with my girlfriend and we_______________________(chat) about a traveler who______________(travel) around Europe for free. His journey inspired me and that’s why I__________________(do) the same now.
Jane: I can’t imagine it! How long_____you________(plan) your journey before you started it?
Alex: I___________________(think) it over just for one month. I had some money for accommodation and food. During my journey I _________________(meet) a lot of friendly, helpful and generous people.
Jane: That’s truly amazing! Now I______________(dream) to have such a wonderful experience one day.
- Навыки
Work in pairs and make up your own dialogue using continuous forms of verbs (Present/ Past continuous, Present/ Past perfect continuous, the future in the past). Use a dialogue in ex.3 as an example. Remember to say:
- about your travelling experience (advantages, problems, etc)
- what inspired you to travel like this
- your future plans
На протяжении производственно – педагогической практики проводилось опытное обучение с внедрением разработанных методических рекомендаций. Применение методических рекомендаций описано в технологической карте урока, где отражены часть урока и этап работы над грамматической темой «Continuous forms of verbs» в рамках раздела «Travelling» учебника «Laser B2».
Таблица 1.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые умения |
УУД |
5.Развитие навыков диалогической речи. |
1. Учитель заранее готовит диалоги для учащихся, предлагает поработать в парах и раскрыть скобки, употребляя правильную форму глагола. Например: Упражнение 3. Use the verbs given to complete the dialogue. Use present/past continuous, present/past perfect continuous tenses and read the dialogue out loud. Для выполнения задания учащимся отводится 7 минут. По окончании выполнения упражнения, учитель просит учащихся объяснить свой выбор. Проверка задания осуществляется фронтально, так как в дальнейшем оно будет использовано в качестве речевого образца для диалогической речи учащихся. 2.Учитель раздает учащимся бланки с планом составления собственного диалога, с опорой на образец. На каждом бланке прописана установка, на основании которой учащиеся составляют диалоги. Например: Задание 3: Work in pairs and make up your own dialogue using continuous forms of verbs (Present/ Past continuous, Present/ Past perfect continuous, the future in the past). Use a dialogue in ex.3 as an example. Remember to say: your travelling experience (advantages, problems, etc); what inspired you to travel like this; your future plans. Время выполнения задания составляет 10 минут. 3. Учитель слушает диалоги каждой пары и дает установку остальным учащимся отметить предложения в форме Continuous и правильность их использования. Если учащиеся допускают грамматические ошибки в речи, то учитель исправляет их после того, как учащиеся завершили представление диалогов, для того, чтобы предотвратить возникновение психологического барьера говорения |
1.Учащиеся выполняют упражнение в парах, раскрывают скобки, используя правильную форму глагола. После выполнения задания каждая пара читает по два предложения из диалога, осуществляют контроль правильности выполнения упражнения. 2.Учащиеся составляют собственный диалог в парах по предложенному речевому образцу согласно заданной установке. 3. Каждая пара представляет свой диалог. Учащиеся слушают диалоги других пар и называют предложения в форме Continuous, комментируют правильность использования грамматических конструкций в речи. |
-Владеть навыком правильного выбора грамматической формы в соответствии с коммуникативной задачей; -Владеть навыком анализа грамматического явления; -Владеть навыком самокоррекции грамматических ошибок (неточностей).
|
Познавательные: уметь действовать по образцу при выполнении упражнений; Коммуникативные: строить высказывание на с опорой на план; Регулятивные: распознавать и корректировать грамматические ошибки в процессе устной и письменной речи; Личностные: осознавать возможности самореализации средствами иностранного языка. |
Критерии оценивания диалогических умений определялись по следующим параметрам, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценивания монологических и диалогических умений
Параметры оценивания |
Задание выполнено полностью: цель общения достигнута, учащийся строит монологическое и диалогическое высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, грамматические конструкции используются верно (допущено не более 1 негрубой грамматической ошибки). |
Задание выполнено: цель общения достигнута, но тема не раскрыта в полном объеме, учащийся строит монологическое и диалогическое высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, в грамматических конструкциях учащийся делает ошибки (допускается не более 3 негрубых грамматических ошибок). |
Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме, учащийся строит монологическое и диалогическое высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, но допускает грамматические ошибки, затрудняющие понимание (допускается не более 6 негрубых грамматических ошибок). |
Задание не выполнено: цель общения не достигнута учащийся демонстрирует неумение строить монологическое и диалогическое высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, грамматические конструкции употреблены с ошибками, препятствующие коммуникации. Грамматический навык не сформирован для выполнения поставленной задачи. |
Количество баллов |
3 |
2 |
1 |
0 |
На основе итогового тестирования, можно констатировать, что у большинства обучающихся повысился средний уровень развития грамматических навыков говорения. Для определения эффективности методических рекомендаций использован метод математической статистики: Ко=Кэг/Ккг, где «Кэг» - средний балл в экспериментальной группе, а «Ккг»- средний балл в контрольной группе, если Ко>1, то эксперимент успешен.
По предварительным подсчетам, после проведения контрольного теста средний балл в ЭГ составил 30,7 единиц, а в КГ 29,4. Подставив данные в формулу, получаем К=1.04, что является подтверждением успешной реализации разработанных методических рекомендаций. Ко=30,7/29,4=1, 04.
Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности разработанных методических рекомендаций.
Таким образом, предположение о том, что развитие грамматических навыков говорения у учащихся будет более эффективным, если планомерно и целенаправленно использовать в образовательном процессе на уроках английского языка дополнительно к базовому УМК методические рекомендации подтвердилась на практике.