АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ БИОЭТИКИ
Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ БИОЭТИКИ
Одной из основных категорий современного антропоцентрического знания становится аксиология, как наука о природе и эволюции ценностей. К аксиологическим концепциям обращаются сегодня ученые самых разных наук, не является исключением и достаточно новая междисциплинарная отрасль –биоэтика. Большая российская энциклопедия дает следующее определение биоэтики, как сферы «междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политических решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биологических и медицинских наук, и практика здравоохранения» [2]
Как отмечает Засухина В.Н. «Биоэтика изучает чрезвычайно злободневные и болезненные проблемы, возникающие в сфере современной биомедицинской науки и здравоохранения: достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, справедливость как равенство в праве на милосердие, целомудрие в современном мире — вот далеко не полный перечень этих проблем, философско-научное осмысление которых имеет несомненное общественное значение. Кроме того, во многих случаях, характерных для современной медицины (эвтаназия, стерилизация, аборты, трансплантация, суррогатное материнство и т.п.), врачам подчас трудно руководствоваться нормами медицинской этики, сформировавшейся до середины XX в.» [4; С.3] Полностью соглашаясь с автором, считаем нужным еще раз подчеркнуть зависимость понятия «ценность» от исторического контекста.
В различные исторические эпохи представление о природе ценностей менялось в зависимости от социального, культурного, религиозного и политического развития общества. Таким же трансформациям подвергалось и представление о ценности здоровья. Платон, например, рассматривал здоровье «как благо», ценность здоровья в его представлении состоит в гармонии и красоте [3] Великий врач Средневековья Ибн Сина говорит о здоровье, как о возможности человека осуществлять эффективное взаимодействие с окружающей средой и на этой основе реализовывать заложенный в нем потенциал [1], что, на наш взгляд, полностью соответствует современным представлениям о здоровье, как об одной из высших человеческих ценностей. Нельзя в этой связи не вспомнить знаменитую «Пирамиду потребностей А. Маслоу», в основе которой лежат физиологические потребности (биологический компонент здоровья) и потребность в безопасности (психологический компонент здоровья). Современные ученые также не остаются в стороне от рассмотрения аксиологического содержания здоровья, так, А.И. Рублев рассматривая аксиологическую составляющую здоровья, указывает, что здоровье – это «не только благо, данное человеку природой, как предпосылка и своеобразный залог сосуществования и «равновесия» с окружающим миром, но и характеристика конкретного человека, требующая сохранения и поддержки, – и внешней и внутренней» [6; С.28]
На сегодняшний день, на наш взгляд, можно выделить ряд ценностных вызовов, связанных с аксиологическим подходом в медицине:
– ценность вакцинации, как способа сохранения жизни. В труде «Этика вакцинации» под редакцией доктора медицинских наук О.И. Кубарь отмечается, что основными этическими вопросами, связанными с вакцинацией и ставшими сегодня весьма злободневными, становятся вопросы «преодоления конфликта между интересами индивидуума и общества; уважения автономии личности; соблюдения права добровольного выбора; справедливости при распределении благ и риска/ущерба; учета культурного и религиозного разнообразия; обеспечения специальных условий для уязвимых групп; недискриминации; доступности; социальной ответственности и солидарности» [8];
– ценность неразрывной связи биологической и психической составляющей здоровья, выраженной, как нельзя лучше известной фразой «В здоровом теле здоровый дух». Связь духовного (психического) и телесного (физического) компонентов здоровья в наши дни приобретает особое значение: слишком велико влияние на человека негативных факторов, влекущих целый ряд непредсказуемых, а порой и опасных последствий;
– ценность нравственной составляющей профессии, уходящей своими корнями еще к клятве Гиппократа, в которой он затрагивает актуальные и на сегодняшний день вопросы: врачебной тайны, запрета абортов, неприемлемости эвтаназии, равенства прав пациентов. Нравственный выбор постоянно присутствует в работе врача и решение, принимаемое им во многом зависит от его морально–нравственной основы его личности и высокого уровня профессионального мастерства;
– гуманистические ценности, в основе которых лежат такие качества личности врача, как: милосердие сопереживание, сострадание, забота и любовь к ближнему. Гуманистическое отношение к здоровью граждан отражено в сорок первой статье Конституции Российской Федерации, в которой подчеркивается, что в стране «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека» [5], а в статье четвертой Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7] четко отражены основные принципы охраны здоровья граждан.
Одним из важнейших подходов для рассмотрения аксиологических основ биоэтики, на наш взгляд, является отношенческий подход, рассматривающий взаимодействие врача, пациента и общества в целом. Наряду с гуманистическими ценностями, как одной из основ формирования собственно профессиональной компетентности врача, следует обратить внимание и на «вторую сторону медали» – отношение общества к врачу, выполняющего свой долг в сложных, иногда опасных для жизни условиях. Уважительное отношение к врачу и к медицинскому персоналу в целом – один из признаков здорового, продуктивного общества.
Биоэтика, как наука и активно развивающееся междисциплинарное научное знание, отражает все уровни взаимодействия, присущие современному обществу и осуществляет поиск путей разрешения «вечных» вопросов человеческого существования.