Формирование навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как психолого-педагогическая проблема
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как психолого-педагогическая проблема
Аннотация. В статье рассматриваются научные подходы к реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушение развития опорно-двигательного аппарата, определяется роль изобразительной деятельности как средства коррекционной работы, обосновывается актуальность формирования навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Ключевые слова: ДЦП, дети с нарушением развития опорно-двигательного аппарата, дети дошкольного возраста, изобразительная деятельности, коррекционная работа.
Проблема формирования навыков изобразительной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата связана с тем, что дошкольное детство – возрастной период, определяющий развитие основных новообразований в познавательной, социально, двигательной, художественно-творческой сферах ребенка, развитие коммуникативных, двигательных навыков и др. Любое нарушение развития детей, в частности, двигательных функций, затрудняет этот процесс и требует создания специальных условий для коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
В настоящее время государство уделяет большое внимание реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ: разрабатываются специальные федеральные образовательные стандарты для всех уровне образования (СФГОС) в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в «Законе об образовании» признается право детей с ОВЗ обучаться вместе с детьми, имеющие норму развития (инклюзивное образование) и др.
Изучением особенностей организации образовательной и развивающей работы с детьми с ОВЗ занимались такие ученые, как Л.И. Акатов, В.М. Блейхер, С.Н. Боков, Б.С. Братусь, Д.Б. Вернер, С.Г. Ворсанова, М.Н. Гончарова, Н.Ф. Дементьева, В.Н. Ефименко, Н.В. Игнашов, А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская, И.В. Ковалец, В.В. Ковалев, Н.В. Козырева, И.В. Крук, О.С. Кузьмина, А.Р. Малер, И.И. Мамайчук, М. С. Певзнер, Н.Я. Семаго, С.Н. Теплюк, Э.В. Устинова, Л.М. Шипицына, Н.В. Яковенко и др., которые отмечали важность раннего начала коррекционных мероприятий, включения детей в образовательную и развивающую работу, которая позволяет во многих случаях снизить или даже преодолеть, имеющиеся ограничения возможностей здоровья детей [2, с. 46].
Одним из сложных нарушений развития детей является детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Среди всех форм ДЦП наиболее часто встречающейся является спастическая диплегия, которая отмечается более чем у 50% детей, страдающих церебральным параличом [1, с. 53].
Исследователи Л. О. Бадалян, Б.С. Бондаренко, Л.Т. Журба, Е.А. Загорский, М. М. Ицкович, И.В. Кубылькина, А.А. Лазерцева, В.В.Лебединский, А. П. Маршалкин, О.В. Тимонина, Н. А. Топоркова и другие ученые отмечают, что у детей с церебральным параличом диагностируются множественные нарушения двигательного, психического и речевого развития. Однако раннее начало психологической коррекционной работы способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций, что определяет значимость развивающей работы с этими детьми. Дети с церебральным параличом в дошкольном возрасте представляют неоднородную группу по двигательным возможностям и уровню развития двигательной, познавательной и речевой деятельности. Обучение детей дошкольного возраста с ДЦП должно предусматривать комплексную работу, в первую очередь, по развитию двигательной сферы (общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук), познавательной и речевой деятельности, что позволит достичь наиболее полной компенсации отклонений развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата [1, с. 67].
Одним из средств восстановления нарушений функций опорно-двигательного аппарата является изобразительная деятельность. Исследователи А.Н. Ашлапова, Э.Э. Большебратская, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Г.Г. Григорьева, Г.Н. Давыдова, Н.В. Дубровская, О.Н. Зеленова, Р. Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Корсминская, В.С. Кузин, Ю.В. Кукушкина, В.П. Озерова, Н.А. Сакович, А.А. Фатеева, Т.Я. Шпикалова и др. отмечали, что наряду с развитием технических навыков, изобразительная деятельность стимулирует развитие познавательных функций, речи, игровой деятельности, коммуникативных навыков, способствует социализации детей, их личностному развитию [4, с. 66].
Несмотря на многочисленные исследования, подтверждающие развивающую роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ДЦП, опыт успешной работы по ее использованию в коррекционных группах детских садов по формированию изобразительных навыков у детей с ДЦП слабо изучен и обобщен, что требует продолжения исследовательской работы, в частности изучения особенностей формирования навыков изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.