Современные проблемы репродуктивного поведения молодежи
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Современные проблемы репродуктивного поведения молодежи
Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, с неизбежностью предполагает решение научных проблем, связанных с исследованием закономерностей репродуктивного поведения, и объективно нуждается в научно-теоретическом обосновании путей и методов управления процессом воспроизводства населения для скорейшего преодоления негативных тенденций демографического развития России. Нужно отметить и тот факт, что проблема репродуктивного поведения начала рассматриваться учёными относительно недавно, в 70х годах XXвека. До этого времени в основном внимание уделяли таким вопросам, как рождаемость и смертность.
В настоящее время обострилось значение и роль семьи в обществе. В современном мире все больше прослеживается тенденция к увеличению репродуктивного возраста, также появляются пары, которые отказываются иметь детей – так называемые «чайлдфри». В данной статье мы рассматриваем репродуктивное поведение современной молодежи.
Актуальность данной темы заключается в том, что современный мир половому воспитанию уделяет не так много времени, как этого было бы необходимо. Так же из-за нехватки знаний в этой области уровень заболеваний, передаваемых половым путем, занимает высокое положение. Следовательно, количество бесплодных пар с каждым годом возрастает. Возможность и невозможность, желание и нежелание пар иметь детей называется репродуктивным поведением.
Воронцов А.В. в своем труде «Демография» совершенно точно дает определение репродуктивному поведению. Исследователь пишет: « Репродуктивное поведение — это система психических состояний, действий и отношений, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака» [1, c. 87 ]. Действительно, если рассуждать над этим понятием, то мы можем сказать, что репродуктивное поведение является социально-психологической основой рождаемости. Отсюда мы можем выделить несколько блоков репродуктивного поведения: сексуальное поведение ( сексуальная активность, постоянное число партнеров, обеспечение безопасности секса); репродуктивная установка ( репродуктивная мотивация, число предпочитаемых детей); регулирование рождаемости (роды, контрацепция, преднамеренный аборт и т.д.) [2, c. 125].
Каждый человек преследует определённые цели в вопросе планирования детей, которые он корректирует, в соответствии с реальными условиями жизни [3, c. 236]. Необходимо отметить, что изначально поиск партнёра был направлен исключительно с одной целью это размножение, то есть продолжение рода. В древности существовало такое понятие как левират - брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В различных вариантах левирата усилены или ослаблены элементы обязанности и права на стороне как вдовы, так и её потенциальных мужей. И соответственно интимная близость была направлена на выполнение репродуктивной функции. Сейчас же с появление различных методов контрацепции и регулированием рождаемости секс стал рассматриваться в большей степени как наслаждение, коммуникацию между особями противоположного пола.
Также необходимо отметить структуру репродуктивного поведения: 1. совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение; 2. контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; 3. абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение [1, c. 145]. Все эти варианты поведения регулируются относительно самостоятельными установками и мотивами.
Что же движет людьми в каждом из представленных звеньев?
Исследователь А. Г. Вишневский анализировал репродуктивное поведение с точки зрения смены демографических революций [4, c. 93]. При этом репродуктивное поведение у него сводиться к внутрисемейному регулированию рождаемости. Стоит отметить, что данный ученый разделял понятия репродуктивное поведение и прокреационное поведение. Под первым автор понимает воспроизводство в целом. Репродуктивное поведение - это поведение, имеющее непосредственное отношение к зачатию и вынашиванию плода, независимо от того, как тесно связано оно с половым поведением [4, c. 97]. Прокреационное поведение он определяет как поведение, имеющее вынашиванию плода, независимо от того, как тесно связано оно половым поведением; его основные характеристики – распространенность искусственных абортов и контрацепции [5, c. 151]. Как и всякое поведение человека, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками, которые задают нижний и верхний пределы его действия. Эти рамки заданы с одной стороны физиологически, а с другой системой социального контроля [2, с. 201]. Рождаемость – это единство биологического и социально в человеке и при изучении репродуктивного поведения необходимо учитывать эти факторы.
Следует отметить, что важнейшим условием репродуктивного поведения является наличие – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию, то есть репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье позволяет женщинам благополучно пройти этапы беременности и родов, ухода за ребенком и его воспитания. Важнейшей проблемой в репродуктивном здоровье является страшный диагноз - бесплодие. При выявление бесплодия одного или обоих супругов, появляется неудовлетворённая потребность в детях, следовательно формирование семьи либо прекращается, либо осуществляется посредством усыновления ( удочерения ) желаемого числа детей [1, с. 90].
Другой важной характеристикой репродуктивного поведения является векторы репродуктивного поведения: первый — направлен на рождение ребенка, второй на предотвращение зачатия и третий — на прерывание беременности [1, с. 95].Воронцов А.В. пишет о том, что репродуктивное поведение определяется личной или социальной потребностью в рождении ребенка и регулируется ценностными ориентациями мужчины и женщины, а также мнением ближнего окружения, социально-этическими нормами, этнокультурными традициями, семейно-брачным законодательством и общественным мнением.
Необходимо отметить, что важную роль при выборе того или иного направления репродуктивного поведения играет репродуктивная установка как социально-психический регулятор, обусловливающий положительное или негативное отношение к рождению определенного числа детей. Репродуктивная установка формируется уже в детском возрасте до момента полового созревания. Опросы детей демонстрируют достаточно четкую ориентацию на число детей в семье, обусловленную, как правило, репродуктивным поведением родителей и характером взаимоотношений между членами семьи. Репродуктивная установка состоит из трех компонентов: когнитивного (рассудочного), аффективного (эмоционального) и этического (нравственного). Когнитивный компонент влияет на решение о количестве и половой принадлежности будущих детей, а также на интервалы между родами. Аффективный компонент оказывает воздействие на формирование позитивных или негативных чувств, связанных с рождением определенного числа детей или отказом от их рождения. Этический компонент способствует формированию воли и ответственности при принятии решения о рождении и воспитании определенного числа детей. Необходимо учитывать, что один из компонентов репродуктивной установки может занимать доминирующее положение в репродуктивном поведении каждого из будущих родителей [1, с. 105].
Репродуктивные установки супругов, определяются психической предрасположенностью (положительным или отрицательным отношением) к рождению определенного числа детей. Репродуктивные установки делятся на 2 основные группы: установки, связанные с деторождением, и установки, определяющие масштабы и способы регулирования процесса деторождения(абортивно-контрацептивные установки) [2, с.123].
Выделяют следующие типы репродуктивного поведения: многодетное (с потребностью в 5 и более детях); среднедетное (с потребностью в 3-4 детях); малодетное (потребность в 1-2 детях) .
Стоит отметить и тот факт, что репродуктивное поведение является частью демографического поведения и В.А. Борисов определяет его как систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка любой очередности, в браке или вне брака [6, c. 198]. По мнению демографов, данный термин наиболее предпочтителен для использования, так как он эмоционально нейтрален, поскольку охватывает поведение как отдельных индивидов, так и супружеских пар, а не только семейных союзов ограничивающих количество детей в семье.
В современном мире престиж каждого члена семьи определяется социальным статусом в который входят : образование, уровень доходов и т.д., но не как не числом детей. Прогресс не стоит на месте и для воспитания детей требуются не маленькие затраты и самым актуальным является – образование. Г. Беккер в своей концепции «экономики рождаемости», как раз говорит о том, что рождение последующего ребёнка снижает его «предельную полезность», что и является главной причиной снижения количества детей в семьях [ 7, c. 39].
Стоит отметить, что ученые провели исследования и установили причины падения интереса к увеличению количества рождения детей:
1. Многие пары занимаются образованием и самообразованием, и ставят карьерный рост на первое место.
2. Другие пары говорят о том, что сначала необходимо достичь экономического благополучия и приобрести собственное жилье.
3. Так же не мало важным фактом падения интереса к увеличению количества рождения детей является недостаточная материальная помощь государства имеющим детей семьям.
4. Несомненно, главенствующим фактором является наличие ответственности и забот, которые возлагаются на пары, у которых появляются дети [1, с. 136].
В настоящее время для большинства семей в России репродуктивная функция становится второстепенной и правительство понимает всю значимость данной проблемы старается материально заинтересовать молодые пары в повышении демографии страны.
Основными факторами сложившейся ситуации являются: низкая информированность населения в вопросах охраны сексуального и репродуктивного здоровья; отсутствие системы полового воспитания детей и подростков; распространенность инфекций, передаваемых половым путем, особенно среди подростков и молодежи; высокий уровень подростковой беременности и абортов; недостаточная вовлеченность специалистов в процесс охраны репродуктивного здоровья и подготовки к планируемой беременности; недостаточная насыщенность фармацевтического рынка качественными контрацептивами и их высокая стоимость; отсутствие исследований по изучению потребностей населения в услугах по охране сексуального и репродуктивного здоровья . [7]
Для материальной заинтересованности в увеличении количества рождаемых детей в последние годы Правительством РФ было принято несколько решений. В 2006 г. был введен родовой сертификат . Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" был введен материнский капитал (семейный капитал), который выделяется из средств федерального бюджета семье при рождении или усыновлении второго ребенка с 1 января 2007 г. В рамках целевой программы "Молодая семья" с 2006 г. предусмотрен низкий процент по ипотеке при покупке жилья молодой семье. Правительство РФ 20 декабря 2014 г. приняло решение о возможности бесплатного получения многодетной семьей земельного участка. В 2015 г. Правительство РФ разрешило пользоваться материнским капиталом семьям, которым необходимо сделать первоначальный взнос при приобретении недвижимости или земли, сразу после рождения ребенка. В 2008 г. Правительством РФ была учреждена новая государственная награда — орден "Родительская слава".
Однако чтобы увеличить рождаемость населения, сегодня уже недостаточно только материально и морально стимулировать репродуктивное поведение, необходимы изменения культуры семейных отношений и жизненных ориентации молодого поколения. Только тогда, когда каждая молодая семья будет планировать рождение не менее троих детей, возможно преодоление сложившейся в России кризисной демографической ситуации.
Поставленные выше репродуктивные проблемы побудили нас провести собственное разведывательное исследование, в котором приняли участие молодежь двух областей Воронежская и Тамбовская. Опрошено было 150 человек, приблизительно пропорционально мужчин и женщин.
Анализ ответов респондентов на поставленные вопросы показал, что 83 % четко осознали свой выбор и планируют видеть своего партнера избранником по жизни. Большинство респондентов (68%) считают, что вступать в брак предпочтительно в 23-27 лет, особенно это свойственно мужчинам, при чем женщины готовы вступить в брак в более раннем возрасте в 18-22.
Подавляющее большинство респондентов (97%) не собираются иметь детей без официального заключения брака. Следовательно, нас заинтересовал вопрос о готовности иметь внебрачные половые связи, их допускают 100 % опрошенных, из них 71 % респондентов пользуются средствами предохранения, среди них большинство – девушки.
Выяснилось, что 36 % опрошенных уже имеют детей. Из них 20 % родили ребенка в возрасте от 23-27 лет. Также стоит отметить, что подавляющее количество опрошенных респондентов отрицательно относятся к аборту, однако, 59 % респондентов готовы к аборту в случае экономических трудностей.
В ходе анализа ответ респондентов на вопрос о том, сколько бы они хотели иметь детей - 55% опрошенных хотели бы завести только одного ребенка.
Резюмируя, необходимо сказать о том, что главной проблемой репродуктивного поведения, является неосознанность молодого поколения в своём выборе, непонимание всей ответственности, которая впоследствии окажется на их плечах. Анализ опросов показал, что женщины раньше мужчин готовы вступить в брак – это может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, для женщин существенное значение имеет возраст, следовательно, они стараются успеть «во время» вступить в брак и родить детей, ведь с каждым годом все сложнее и сложнее поддерживать репродуктивное здоровье. Во-вторых, мужчины понимают, что вступая в брак все экономические проблемы семьи обрушатся на их плечи, поэтому мужчины сначала занимаются карьерой и работой, а уже потом, когда будут экономически более устойчивы готовы вступить в брак. Также объяснима и причина не желания иметь детей без официального заключения брака, респондентам нужна стабильность и надежность, а также при официальном заключении брака государство материально помогает молодым семьям. По мнению респондентов возраст 23-27 лет - оптимальный для рождения первого ребенка, так как в этот период молодые люди получают образование и уже работают, то есть в состоянии обеспечить свою семью. Нельзя не отметить, что респонденты негативно относятся к аборту, но из-за экономических проблем готовы прибегнуть к этому действию. От сюда можно сделать вывод о том, что репродуктивное поведение современной молодежи существенно зависит от экономического благополучия.