ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Секция: 7. Психология
VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Профессиональная мотивация выступает внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе высокого уровня её сформированности возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Начало студенческой жизни всегда сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Большое число исследователей (Н.Г. Багдасарьян, О.О. Виштак, Л.В. Кансузян, Р.К. Малинаускас, А.А. Немцов, С.Г. Павлова, Л.М. Хабаева и др.) с высокой степенью статистической достоверности доказывают, что высокий уровень адаптивности к обучению в вузе и успешность освоения личностью основ профессиональной деятельности релевантны внутренней профессиональной мотивации с широкими познавательными мотивами. При этом констатируется, что отличия в мотивации наблюдаются у студентов даже одного вуза, но различных курсов, факультетов и специальностей, а, чаще всего, носят сугубо индивидуальный характер.
Данные положения выступают обоснованием значимости обращения к проблеме развития профессиональной мотивации студенческой молодежи, и, прежде всего, студентов — будущих педагогов, т. к. именно в этой научной плоскости специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия личности и профессии, где образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Формирующаяся в системе вузовского образования профессиональная мотивация личности представляет собой совокупность потребностей, отношений, интересов, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Отражаясь в сознании, актуальные потребности (получить высшее образование, приобрести основу для дальнейшего саморазвития и профессионального развития, повысить свой социальный статус в будущем и т. д.) побуждают и направляют студента к освоению будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем, проведенный нами анализ подходов к проблеме мотивации и мотивов освоения профессиональной деятельности в отечественной психологии (В.Г. Асеев, И.А. Баткаева, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинов, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, B.C. Магун, С.Г. Москвичёв, П.В. Симонов, А.А. Файзуллаев, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсон и др.) свидетельствует о том, что в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась собственно психологическая терминология, не сформулированы чётко основные понятия и критерии изучаемых явлений. Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки в вузе. Н.А. Бакшаева и А.А. Вербицкий отмечают, что в науке «открытой остается проблема выявления психологических механизмов динамического взаимодействия познавательных и профессиональных мотивов, их взаимных трансформаций в процессе перехода от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста к моменту окончания вуза» [1, с. 45].
Сохраняется противоречие между высокой степенью значимости сформированной профессиональной мотивации студентов в процессе профессионального образования, определяющей целенаправленное овладение профессиональными знаниями и умениями, и недостаточно развитой профессиональной мотивацией студентов, которая имеет тенденцию, по утверждению ряда авторов, к снижению в процессе обучения (И.В. Кузнецова, И.В. Логвиненко), а также недостаточным вниманием к вопросам профессиональной мотивации в процессе профессиональной подготовки в силу доминирования знаниеориентированного подхода в обучении.
Попытка приблизиться к разрешению вышеназванного противоречия побудила нас к проведению исследовательской работы с целью выявления, обоснования и экспериментальной проверки условий развития профессиональной мотивации у студентов педагогического ВУЗа.
В рамках выполненной работы мы предположили, что развитие профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в процессе обучения в вузе будет эффективно, если:
- профессиональная мотивация студента педагогического вуза выступает одним из основных компонентов процесса вузовской подготовки, предполагающей учет психолого-педагогических особенностей студентов;
- в процессе развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза реализуются педагогические условия, позволяющие установить связь между образовательным процессом и будущей педагогической профессиональной деятельностью, обеспечить практическую ориентированность образовательного процесса;
- будет разработано методическое обеспечение развития профессиональной мотивации студентов вуза, позволяющее внедрить в образовательный процесс тренинги ориентации на профессию, курсы по выбору, формирующие самосознание личности в условиях взаимодействия с профессией: потребность в образовательной коммуникации, составляющей основу содержания профессии, убежденность в собственной профессиональной пригодности, в обладании творческим педагогическим потенциалом, в способности найти подход к различным категориям обучающихся.
Наше исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный педагогический институт». В эксперименте приняли участие 26 студентов психолого-педагогического факультета, в возрасте от 17 до 18 лет.
В ходе предварительного анализа проблемы исследования мы выяснили, что среди негативных факторов, снижающих мотивацию студентов педагогического вуза к выбранной профессии ведущее место занимают: невысокая зарплата, низкая престижность педагогического труда в современном обществе, высокая загруженность педагогов, включая занятия профессиональной деятельностью дома (проверка тетрадей, разработка учебных программ, написание планов и т. д.), ведущее к переутомлению. На стадии профессионального образования большинство студентов — будущих педагогов переживают кризис профессионального выбора: появляются сомнения в правильности выбора из-за неудовлетворенности отдельными дисциплинами или реализующими их преподавателями, опасениями по поводу своей профессиональной некомпетентности. Этот кризис наиболее ярко переживается в начале обучения в ВУЗе и преодолевается в процессе развития профессиональной мотивации, так как при переходе с курса на курс усиливается профессионально-практическая направленность учебных дисциплин, а участие в разных видах педагогической практики в образовательных учреждениях придает студентам уверенность в своих силах.
Выявленные тенденции позволили нам построить свою работу по формированию профессиональной мотивации студентов, включающую три содержательных компонента:
- комплексная диагностика профессиональной мотивации студентов;
- развитие мотивации студентов в ходе образовательного процесса вуза и специально организованных тренингов;
- сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.
В процессе реализации комплексной диагностики профессиональной мотивации студентов были использованы методики «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников), «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Оценка учебной мотивации» (Т.А. Новикова).
Анализ полученных результатов по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников), свидетельствует о том, что большинство студентов (65,4 %) имеют внешнюю мотивацию учения, которая включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие учебно-познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. Остальные студенты (34,6 %) имеют внутреннюю мотивацию учения, которая включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные.
Анализ результатов, полученных по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), свидетельствует о том, что для студентов 1 курса значимым мотивом является желание добиться одобрения родителей и окружающих (69,2 % студентов). У 19,2 % студентов в дополнение к вышеобозначенным мотивам, добавляется желание получить глубокие и прочные знания. 11,6 % студентов в качестве причин, побуждающих их учиться, выбирают также возможность получить интеллектуальное удовлетворение.
Анализ данных, полученных по методике «Оценка учебной мотивации» (Т.А. Новиковой), свидетельствует о том, что 26,9 % испытуемых имеют низкую учебную мотивацию, для них характерно негативное отношение к учёбе, они посещают занятия неохотно, имеют много пропусков, редко готовятся дома к работе на семинарских и практических занятиях, у них отсутствует интерес к профессионально важным знаниям; 53,8 % имеют средний уровень мотивации обучения в вузе, вместе с тем они успешно справляются с учебной деятельностью. 19,3 % студентов имеют высокую учебную мотивацию, их отличает положительное отношение к учёбе как к процессу получения профессионально важных знаний и соответствующих компетенций, такие студенты комфортно чувствуют себя в вузе, активно включаются в процесс обучения, получают высокие оценки своей учебно-профессиональной деятельности со стороны преподавателей.
Обобщенный анализ результатов диагностики свидетельствует о том, что лишь 15,3 % имеют высокий уровень развития профессиональной мотивации; 38,4 % — средний уровень; 46,3 % студентов имеют низкий уровень развития профессиональной мотивации.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости реализации целенаправленной развивающей работы по мотивированию студентов на получение выбранной профессии. С этой целью нами была разработана и реализована программа психологического тренинга, ориентирующего студентов на профессию, формирующего потребность в образовательной коммуникации. Психологический тренинг в условиях вуза, на наш взгляд, является наиболее эффективным методом развития профессиональной мотивации студентов через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
Поскольку личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех ценностей и личностных смыслов, которые они находят в профессиональной деятельности, нами особо выделялись задачи активизации стремления студентов к самопознанию, профессионального самоопределения, профессиональной идентификации личности на этапе обучения в вузе. Осознание студентами — будущими педагогами своих личностных и профессионально необходимых качеств, способностей, возможностей профессионального развития способствовало содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание студенты начинали ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания. Появление и осознание значимой профессиональной цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности — выступали важным условие профессионального и личностного развития студентов.
Организационно в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе подобные тренинги могут проводиться в рамках изучения блока психолого-педагогических дисциплин, например дисциплин по выбору или в рамках организации работы психологической службы вуза, используя свободное время студентов. Тренинг включал заимствованные и модифицированные в целях исследования элементы тренингов, описанных в психолого-педагогической литературе, позволяющих выработать у каждого участника позитивный образ будущей профессии, включающий опосредованный получаемой профессией образ Я. Общими задачами тренинга выступали: получение студентами системы знаний о преимуществах выбранной профессиональной деятельности; формирование позитивного и дифференцированного образа Я педагога-профессионала; развитие через рефлексию личностных особенностей и эмоциональных проявлений; анализ профессиональной направленности; развитие идентификации с профессией.
О результативности проведенной работы свидетельствуют результаты контрольной диагностики: 38,4 % студентов имеют высокий уровень развития профессиональной мотивации, 46,2 % — средний уровень, 15,4% — низкий уровень профессиональной мотивации. Полученные данные позволяют говорить о том, что в группе испытуемых студентов преобладает средний уровень развития профессиональной мотивации. Количество испытуемых с высоким уровнем профессиональной мотивации, значительно увеличилось, в ходе проведенной работы у 23,1 % студентов сформировалась направленность на учебно-профессиональную деятельность, на самопознание и осознанное самообразование. Однако 15,4 % студентов осталось по-прежнему на низком уровне профессиональной мотивации, они по-прежнему индифферентно относятся к процессу обучения и, в лучшем случае, проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя.
Результаты диагностики профессиональной мотивации студентов, участвующих в эксперименте, полученные на контрольном этапе, показали положительную динамику показателей развития мотивации профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Имеются заметные изменения в подходах студентов к определению значимости своей будущей профессии, ее ценности и личностного смысла для каждого из них, мотивах профессиональной деятельности. Полученные данные свидетельствуют в пользу успешности процесса целенаправленного развития профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Результаты проведенного исследования имеют особую значимость в связи с тем, что изучение профессиональной мотивации, профессиональных планов студентов, их отношения к обучению в вузе, к выбору будущей профессиональной деятельности, к значимости профессиональных знаний и умений дают срез организации профессиональной подготовки с позиции субъекта обучения, внутреннего восприятия учебного процесса студентами.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать рекомендации по внедрению в учебный процесс в рамках освоения дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» тренинга, а также совокупности диагностических материалов для выявления динамики развития профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в педагогическом вузе.
Список литературы:
- Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. — 2006 — 368 с.