Статья:

Своеобразие темы города в лирике С.А. Есенина

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Трошина А.Е. Своеобразие темы города в лирике С.А. Есенина // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/63164 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Своеобразие темы города в лирике С.А. Есенина

Трошина Арина Евгеньевна
студент, Алтайского государственного педагогического университета, РФ, г. Барнаул

 

PERSONALITY OF THE TOPIC OF THE CITY IN LYRIK S.A. YESENIN

 

Arina Troshina

Student, Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. Противопоставление образов города и деревни в стихотворениях Есенина встречаются неоднократно. Цель данной статьи — рассмотреть эти противопоставления, выявить причину, определить характер этих противопоставлений.

Аabstract. The contrast of images of the city and the village in Yesenin's poems are found repeatedly. The purpose of this article is to consider these oppositions, to identify the reason, to determine the nature of these oppositions.

 

Ключевые слова: С.А. Есенин, город, «железное», «живое», замкнутость, несвобода, хронотоп, топос.

Keywords: S.A. Yesenin, city, “iron”, “living”, isolation, non-freedom, chronotope, topos.

 

Что в литературоведении обычно подразумевается под понятием «хронотоп»? По словам М.М. Бахтина хронотоп – это «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе…». Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен».

Русь крестьянская, деревенская всегда была близка сердцу замечательного русского поэта С. Есенина, который провел свое детство в деревне, у деда — среди просторов полей и лугов и нехитрого крестьянского быта. Там же проснулся и его литературный талант, напоенный свеже­стью цветущих садов и красками закатов, парным коровь­им молоком и вечерним собачьим лаем.

 

О край разливов грозных,

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звездам

Я школу проходил.

 

Стихи Есенина близки по духу к народной поэзии: они напевны и мелодичны, задушевны и образны, и это придает им какую-то особую интимность, неповторимость. Есенин всегда был сыном своей родины и своего народа, несмотря на то, что судьба носила его по разным городам, бывал он и за границей. Но чаще всего в отрыве от родных просторов, от природы, деревни, которую он счи­тал источником «живой» жизни, поэт ощущал тоску и душевный дискомфорт.

 

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

 

И все же, хоть Есенин и считал себя «крестьянским сыном», он был не крестьянином, а поэтом, которого манит бурная, полноводная жизнь, все новое. Поэтому, попав в город, Есенин и остался там, хотя довольно часто чувство­вал себя неуютно среди серых коробок домов, шумных улиц, погруженных в себя и равнодушных ко всему остальному людей.

Обратимся к изображению города у С.А. Есенина. В чем выражаются особенности?

У поэта образ города находится в противопоставлении с образом русской деревни. Город для лирического героя Есенина – это чужое, «инородное» пространство, он чувствует себя здесь слабым и незащищенным, деревня же – это то место, где царит гармония и благодать, это дом. Деревня – это вся Россия, Русь. Однако и в деревню приходят изменения. Поэт обеспокоен не только влиянием социальных перемен, судьбой крестьянства, в первую очередь его волнует судьба природы — хранительницы старины, истинным певцом которой он является: «Как в смирительную рубашку// Мы природу берем в бетон».

Антитеза «город − деревня» претерпевала различные изменения и углублялась в своем социальном содержании. «Противопоставление, драматические поиски единства этих двух начал связывались у Есенина не столько с пролетарским городом и патриархальной деревней, сколько с цивилизацией, урбанизацией и естественным миром».

Поездки за границу изменили мнение Есенина о про­грессе, индустрии, цивилизации. Ему стало больно за свою деревенскую, «избяную», нищую и убогую Русь, которая, не­сомненно, хранила крепкую связь с прошлым, но у которой не могло быть достойного будущего.

 

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил.

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

 

Примирился ли Есенин с городом? Наверное, не до кон­ца, поскольку никогда не был он ни певцом «машинной цивилизации», ни урбанистом. Поэт сумел увидеть буду­щую мощь «родной стороны» «через каменное и стальное», но сомневался, будет ли ему место в этом жестоком искус­ственном мире.

Город у Есенина – это место, где происходит потеря собственного «я», забывание своих истинных корней, здесь царствует разгул, пьянство, безудержная удаль : «эта прямая дорога//Меня привела в кабак».

 

Список литературы:
1. Бельская Л. Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина — М., 1990. 
2. Выходцев П. С. Есенин и некоторые вопросы русской художественной культуры // Сергей Есенин. Проблемы творчества. − М., 1978.
3. Есенин С. А. Собрание сочинений: в 5 т. М., 1966 −1968.