Преимущества и недостатки двух информационных источников: электронной и классической книги
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Преимущества и недостатки двух информационных источников: электронной и классической книги
В современном обществе большинство читателей просто перетекло в разряд потребителей информации. Книги перетекли в понятие контекста, а читатели — в его потребителей. Контекст не читают, его просматривают, прослушивают, прокручивают.
На вопрос об актуальности бумажных книг пусть отвечают будущие поколения, но уже сегодня можно носить с собой всю свою любимую библиотеку, и при наличии нескольких свободных минут погружаться в мир литературы.
Формат электронных книг дает уникальный шанс использовать все известные мультимедийные возможности: трейлеры, ссылки, подстрочники, интервью, читающих стихи актеров и т.д. Все это больше заинтересует, конечно, издателей, чем производителей ридеров.
Электронные книги — это, несомненно, сам по себе большой и красивый плюс, но у них есть и минусы, о которых не надо забывать. Потому что для кого-то один минус может перевесить все плюсы. И наоборот.
Ридеры — это сложный прибор, и ему присущи все недостатки электронных устройств, в числе которых восприимчивость к воздействию внешней среды.
Для многих людей очень важно, чтобы у них в руках была настоящая, «физическая» книга, имеющая определенную форму в пространстве, в которой можно перелистывать страницы, слышать их шуршание и видеть, сколько ты уже прочитал.
Сегодня в современном информационном обществе роль книги видоизменяется, увеличивается скорость социально-экономических процессов, скорость восприятия информации. Наряду с печатным словом мы используем новые информационные телекоммуникационные и электронные технологии. Некоторые специалисты считают, что книга конкурирует и даже конфликтует с новейшими электронными средствами информации, а другие утверждают, что эти носители знаний мирно сосуществуют. Вопрос оценки места традиционной книги в современной жизни среди новых информационных продуктов, анализ ее перспектив и уникальности являются, безусловно, актуальными.
Целью данной работы является оценка роли книги в современных условиях развития электронных технологий.
Предмет исследования группа детей 11 лет и группа подростков 16 лет (учащихся 5 и 10 классов МБОУСОШ №4 города Алейска)
Для проведения этого исследования была разработана анкета «Информационные источники: электронная и классическая книги». Анкета представлена в виде 10 вопросов, на которые учащиеся должны ответить, учитывая свои предпочтения и интересы.
Анкета
«Информационные источники: электронная и классическая книги».
1.Что чаще ты используешь для подготовки к уроку?
Книга интернет
2.Что ты считаешь лучше для восприятия?
Печатная книга электронная книга
3.Как часто ты бываешь в библиотеке?
Часто раз в месяц не бываю
4.Когда в последний раз ты читал художественную книгу?
Месяц назад год назад не читаю книги
5.От какой книги ты получаешь больше удовольствия?
Печатной электронной
6.Каково твое отношение к электронной книге?
Положительное отрицательное нейтральное
7.Как ты считаешь, исчезнут ли в будущем печатные книги из нашей жизни?
Да Нет
8. Есть ли у тебя электронная книга?
Да Нет
9.Есть ли у тебя дома художественные книги?
Да Нет
10.Хотел бы ты заменить печатные книги электронными?
Да Нет
Пол____________________________
Возраст_________________________
По результатам исследования использование информационных источников в целом, выглядит так:
- Чаще используют для подготовки к уроку книгу (60-80%)
- Лучшим для восприятия считают классическую книгу (70-90%)
- Дети редко бывают в библиотеке (20-50 %)
- Художественную литературу читают все (для подготовки к уроку, 70%)
- Большее удовольствие дети получают от классических книг (50-70%)
- Отношение детей к электронной книге в основном положительное (50-80%)
- Большинство учеников считают, что классические книги в будущем не исчезнут (60-75%)
- Меньше половины ребят имеют электронные книги (35-45%)
- Практически у всех учеников дома имеются художественные книги (90-100%)
- Большинство учеников не хотели бы заменить классические книги электронными (55-90%)
Хочется заметить, что некоторые дети (20-30%) вообще не ходят в библиотеку, и не проявляют большого интереса к художественной литературе вне школьной программы. На вопрос: хотели бы вы заменить печатную книгу электронной? - «да» ответили те дети, которые при подготовке к уроку используют интернет, в 10 классах. Были и такие дети, которые нейтрально относятся, и к художественной, и к электронной книгам (2 %).
Оценивая, результаты исследования между мальчиками и девочками, среди учащихся 5 классов, разногласий нет. Старшеклассники расходятся в своих мнениях. Так, юноши отдают свои предпочтения классической книге, а девушки - электронной книге.
Если сравнивать полученные данные детей, с разницей в возрасте в пять лет, то можно заметить, что процент читаемости и ценности книги, как таковой, снижается. Хочется надеяться, что все - таки классическая книга не утратит своей ценности и значимости в жизни детей.