ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ НА ЖИВОТНЫХ
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ НА ЖИВОТНЫХ
В современных медико-биологических исследованиях экспериментальнаядеятельность с привлечением животных остается такой же актуальной, как и в прошлом. Однако, еслинесколько столетий назад,когда зарождаласьэкспериментальная наука, эта проблема не имела глубокого этического содержания, то в настоящее время онаобострилась, стал ярко прослеживать антисцентизм в её решении. Некоторые авторы высказывают суждения о бесполезности экспериментов на животных, например, в области изучения СПИДа, онкологии, гипотита и других заболеваний, исходя из того, чтобиологические особенности человека и животных принципиально различны [6].
В то же время большинство исследователей полагают, что эксперимент на животных – это наиболее адекватный и эффективный в научном плане метод, который не может заменить даже информационно-виртуальная модель, которую предлагают в качестве альтернативы. К середине ХХ века утилитаристский подход к экспериментальной деятельности на животных утратил свое мировоззренческое основание, благодаря утверждению новой этики «благоговения перед жизнью», содержание который выразил А.Швейцер в таких своих трудах, как «Этика сострадания. Проповеди 15 и 16» (1919 г), «Философия и движение в защиту животных» (1950), «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли» (1954—1955) и другие.
Питер Сингер – автрийский философ и специалист в области биоэтики предлагает новую утилитаристскую этику, которая должна учитывать не только права человека, но и права животных. Так в книге «Освобождение животных» он выступает против дискриминации «живых существ только по причине их принадлежности к определенному виду». П.Сингер защищает право на равное внимание ко всем существам, способным страдать. Таким образом, он считает, что «меньшее внимание существам из-за того, что у них есть крылья или мех, не более справедливо, чем дискриминация кого-то из-за цвета их кожи» [5, 21].
Исходя из неоднозначности проблемы этичности научных экспериментов на животных, нами предпринята попытка проанализировать отношение студентов 1 курса медицинского вуза (Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России) к данной теме. Еёвыбор обусловлен еще и тем, что студенты 1 курса не имеют опыта экспериментальной работы с животными, а только начинают эту деятельность. Поэтому обнаружение моральных оценок именно у студентов младших курсов кэтой теме, на наш взгляд, является актуальным в медицинском образовании.
Метод и методология. Основными методологическими установками выбраны деятельностныйподход, принцип монографического описания и социологического исследования. Была разработана социологическая анкета, в которой учитывалась возрастная принадлежность респондентов. Это обучающиеся в возрасте 18-20 лет.Анкета включает в себя 20 вопросов, в том числе использование животных в учебных экспериментах на практических занятиях.В анкетировании приняли участие 200 человек.
Результаты. На вопрос: «Считаете ли вы, что научные эксперименты в медико-биологической науке с привлечением животных необходимы?», ответы разделились с небольшим преимуществом (56%, 87 чел.) в пользу необходимости эксперимента; 44% ,(67 чел). - против. При этом, 48% (80 чел.) отмечают, что такие эксперименты вызывают у них чувство сострадания, жалости; но 43% (72 чел.) нейтральны к таким экспериментам и только 9% (15 чел.) полагают, что эксперименты на животных необходимы для развития науки и практики, поэтому оценивают их положительно оправданными. Что не мало важно: 94% (151 чел.) респондентов считают, что экспериментальная деятельность с животными должна быть тщательно продумана, результаты исключительно эффективными, эксперимент должен быть щадящим, а сам исследователь обязан помнитьо его последствиях и этических границах.
С внедрением в науку информационных технологий и виртуализации этой сферы открываются возможности для замены животных информационно-виртуальными моделями, что отвечает требованиям гуманизации науки, и в первую очередь, медико-биологической. Так, 71% (112 чел.) полагают, что современная наука должна использовать альтернативные модели и только 29% (46 чел.) отстаивают необходимость использовать животных, как наиболее точную модель изучения медико-биологических фактов. В тоже время 39% (62 чел.) опрошенных студентов считают, что в настоящее время современная наука имеет все возможности и располагает ресурсами для отказа от экспериментов на живом материалеи отмечают, что опыты на животных не гуманны и жестоки по своей сути, а сам экспериментатор, как считает большинство студентов (71%), обязан нести ответственность за их общее состояние.
Медико-биологическое образование не может быть реализовано без экспериментальной деятельности студентов. Поэтому было важным узнать мнение обучающихся к проведению лично ими экспериментов на животных входе учебного процесса. Так, 78% из респондентов отметили, что знания, полученные с использованием экспериментальных методов на животных, усваиваются ими лучше, но 20% студентов не могли дать оценку; 2% полагают, что экспериментальные методы не влияют на усвоение знаний. При этом большинство студентов (69%) убеждены, что более предпочтительным на практических занятиях могут быть не опыты на животных, аальтернативные искусственные модели. Но в тоже время, 39%(что, на наш взгляд, достаточно большое число студентов), считают экспериментальную деятельность с участием животных на практических занятияхболее информативной и предпочтительной, особенно при изучении физиологии, анатомии, оперативной хирургии.
В образовательном процессе немаловажную роль играет подготовка студентов, особенно первых курсов, к экспериментальной деятельности, развитие чувства эмпатии и нравственного сознания. Однако, не все 100% студентов согласились с этим, а только 67% из опрошенных; 27%полагают, что моральная подготовка к экспериментам с привлечением животных не нужна, а 12% - не знают как ответить. На вопрос: «Какие регуляторынаучного эксперимента с участием животных в настоящее время более эффективны», ответы разделились следующим образом: 48% студентов полагают, что это совесть, 34% считают, что это нормы права (юридические законы) и 18% из опрошенныхотметили нормы биоэтики.
Заключение. На основе проведенного социологического исследования весьма важной для студентов проблеме - использование животных в медико-биологических исследованиях, можно сделать выводы, что у студентов первого курса достаточно «размытое» представление о этой деятельности. Многие студенты не понимают нравственного содержания медико-биологических экспериментов с привлечением животных. В силу этого изучение ими биоэтики должно быть особенно актуальным, не ограничиваться отдельной дисциплиной, а иметь практическое продолжение при изучении клинических дисциплин и интеграцию с ними.