Международное морское страхование ответственности судовладельцев
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Международное морское страхование ответственности судовладельцев
Аннотация. В данной статье были рассмотрена сущность страхования ответственности судовладельцев, затронуты законодательные аспекты страхования ответственности судовладельцев.
Ключевые слова: морское страхование, ответственность, ущерб, судовладелец.
Море – естественный и потому наиболее древний, но одновременно в силу присущих плаванию случайностей и опасностей и весьма рискованный торговый путь. Растущий с каждым годом объем морских перевозок приводят к тому, что судовладельцам приходится встречаться с вопросами морского страхования при урегулировании претензий перед третьими лицами.
Страхование ответственности судовладельцев это особая отрасль страхования, созданная для защиты собственников, операторов судов от претензий и исков со стороны третьих лиц. Ведь они при перевозках грузов несут риски ответственности за возможный ущерб жизни и здоровью членов экипажа судна и третьих лиц, имуществу, принадлежащему третьим лицам (в том числе перевозимому грузу), а также риски ответственности за вред окружающей среде.
Рост Британской империи дал английскому праву видное место в области морского страхования, которое в значительной степени поддерживает и составляет основу почти всей современной практики в этой области. [4]
Сложившееся стойкое отсутствие интересных предложений на российском рынке морского страхования не связано с отсутствием желания российских страховщиков расширять свой бизнес. Проблема носит комплексный характер, и неотъемлемой частью этой проблемы являются пробелы в законодательстве, регулирующем морское страхование. Связано это с тем, что длительное сохранение крепостничества и препятствия на пути развития частнокапиталистической экономики не позволили России конкурировать с английским правом в области морского страхования. [1]
Нормы, регулирующие страхования ответственности судовладельцев, разбросаны по различным нормативно-правовым актам международного права и нуждаются в унификации. Условно их можно разделить на две группы: нормативно-правовые акты, предполагающие обязательное страхование ответственности судовладельцев и нормативно-правовые акты, предполагающие добровольное страхование ответственности судовладельцев.
К первой группе можно отнести конвенции, предполагающие обязательное страхование ответственности судовладельцев от ущерба связанного с загрязнением нефтью, при загрязнении бункерным топливом, в связи с перевозкой опасных и вредных веществ, в связи с удалением затонувших судов, в связи с перевозкой пассажиров.
По иным же видам ущерба на сегодняшний день страхование гражданской ответственности судовладельца осуществлялось на добровольной основе, то есть по собственному усмотрению судовладельца.
Основными объектами страхования являются обязательства по возмещению вреда:
жизни и здоровью экипажа застрахованного судна, пассажиров и других лиц (стивидоров, докеров и пр.), в связи с травмами, заболеваниями или смертью и связанными с этим расходами (медицинскими, по репатриации, похоронных, при замене члена экипажа, по отклонению от пути следования в связи с необходимостью оказания медицинской помощи и пр.);
имуществу третьих лиц, которое включает: грузы, другие суда, любые иные объекты на воде и на суше (причалы, краны, буровые установки, средства навигационной безопасности и пр.),
окружающей среде вследствие загрязнения с судов, в том числе нефтью или нефтепродуктами, а также любыми другими загрязняющими веществами, (сюда включаются и расходы по очистке среды и иные косвенные убытки). [3]
При наступлении страхового случая на страхователя налагается ряд существенных обязанностей:
- страхователь должен действовать так, как будто его имущество не застраховано, т.е. принять все необходимые разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предотвращению или уменьшению убытков. Разумно понесенные расходы по уменьшению убытков возмещаются страховщиком.
- страхователь должен немедленно известить страховщика о происшествии и в дальнейшем действовать согласно его инструкциям. Вмешательство страховщика в происшествие и его инструкции не означают признания ответственности в выплате страхового возмещения;
- страхователь должен документально подтвердить наступление страхового случая, предпринятые меры по предотвращению убытков и размер наступивших убытков . [2]
Другой не менее важной проблемой для развития страхования в области ответственности за причинение ущерба является наличие спроса на этот вид страхования среди потенциальных страхователей. Из-за несоответствия российского страхового и налогового, а также валютного законодательства общепринятым страховым нормам российские судовладельцы предпочитают создавать иностранное юридическое лицо под каждое, фактически принадлежащее им судно. При этом судно переводится под «удобный» флаг и, соответственно, приобретается страховая защита у иностранного страховщика.[5]
Страхование ответственности судовладельцев является не столько финансово выгодным видом страхования, сколько жизненно важным. Он покрывает риски причинения ущерба не только имуществу, человеческой жизни и здоровью на море. Но, что самое важное, покрывает огромные риски по причинению ущерба окружающей среде.