Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России
Секция: Юриспруденция
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России
Аннотация. В статье рассмотрены основы гражданско – правового статуса учреждений в системе МЧС России, рассмотрены их виды и особенности функционирования. Рассмотрены основы правосубъектности учреждений.
Ключевые слова: МЧС Россий, учреждение, ГК РФ, правосубъектность, граждаснко-правовой статус.
Сегодня МЧС России необходимо рассматривать как особый субъект правовых отношений, так как законодательно он наделен специальной правоспособностью, и относится к субъектам как административного права, так и к субъектам гражданского права.
По состоянию на сегодняшний день государственные учреждения могут существовать в виде казенных, бюджетных и автономных учреждений. Согласно ведомственным приказам МЧС России в рамках структуры министерства в основном реализуют свои функции казенные и бюджетные учреждения.
Даже принимая во внимание тот факт, что казенным учреждениям отведен довольно больший удельный вес в числе функционирующих сегодня учреждений МЧС России, на бюджетные учреждения также возложено решение довольно важных задач, которые влияют, в том числе, и на безопасность в чрезвычайных ситуациях. Что касается гражданско-правового статуса и положения бюджетных учреждений МЧС России, то эти вопросы урегулированы целым рядом нормативных правовых актов. В связи с тем, что учреждения относятся к юридическим лицам, то к ним применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая то, что бюджетные учреждения принмают участие в бюджетном процессе, их деятельность в данной части урегулирована действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации. Являясь субъектом и частью финансовых правоотношений бюджетное учреждение является также адресатом большого количества подзаконных нормативных правовых актов, в том числе и ведомственных.
Все указанное выше и определяет актуальность рассматриваемого вопроса, связанного с правосубъектностью казенных и бюджетных учреждений МЧС России.
Учреждения МЧС России могут создаваться в различных сферах деятельности, все зависит лишь от того какие задачи возложены на данное учреждение. Так, по мнению Г. И. Васильевой и Г. Ш. Бибарсовой в рамки системы учреждений МЧС России помимо бюджетных и казенных учреждений входят также и автономные учреждения [2].
Так как МЧС России относится к государственным учреждениям, то здесь важно отметить, что государственное учреждение представляет собой организованную группу лиц, которая не наделена властными полномочиями относительно других лиц. Их задача заключается в обслуживании либо отдельных частей общества (вуз, школа, научно-исследовательское учреждение), либо общества в целом (армия и т.д.) – писала И. Ф. Ракитская. [3]
Действующее гражданское законодательство Российской Федерации определяет учреждение как социально-культурную организацию, которая создается с целью выполнения соответствующих функций, имеющих некоммерческий характер. Так как учреждения являются некоммерческими организациями, в отличии от коммерческих они не имеют цель извлечения прибыли.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что возникновение правоспособности и дееспособности МЧС России происходит одновременно, когда произошла государственная регистрация. Прекращается правосубъектность МЧС России как юридического лица, когда заканчивается ликвидация юридического лица, в виде внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц.
МЧС России может обладать как универсальной (общей) правоспособностью, которая дает ему возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (целевой), которая предполагает его участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.
Таким образом, на сегодняшний день учреждения МЧС России обладают специальной правоспособностью. Помимо этого, в систему учреждений МЧС России в настоящее время входят два типа учреждений: бюджетные и казенные учреждения. В связи с существующими различиями в рамках правового статуса бюджетных и казенных учреждений можно заключить, что существуют некоторые различия в правосубъектности данных типов учреждений.
Анализируя нормативные правовые акты, которые закрепляют и регламентируют процессы, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией, учреждением, закреплением за ними имущества, назначением руководителя и наделением его полномочиями, можно прийти к выводу о том, что в действующем законодательстве отсутствуют четкие и единообразные нормы, которые должны регулировать данные вопросы, а также отсутствуют типовые Уставы или Положения для учреждений МЧС России.