Статья:

Эволюция русского письма

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(79)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Маркозова М.С. Эволюция русского письма // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 28(79). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/79/57308 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эволюция русского письма

Маркозова Мария Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Отметим, что на протяжении своего существования в русской письменности происходили фундаментальные изменения.

Отечественные  историки, лингвисты, палеографы подробно изучали и анализировали данные изменения, стараясь логически их объяснить и заключить в систему.

В 1956 году вышла книга известного российского и советского историка, источниковеда, историографа Льва Владимировича Черепнина (1905-1977)гг «Русская палеография», в которой также затрагивается вопрос подробного изучения азбук-прописей [1, с. 30]. Прикладную задачу азбук-прописей автор видит в предметном, наглядном, последовательном обучении письму. Особое внимание Л.В. Черепнин  уделяет работе с «букварем Кариона Истомина», который был составлен, а затем напечатан в XVII веке. Черновой автограф автора документа относится к  1691г, а последующие записи-списки – к началу 90-х годов XVII века. Букварь Кариона Истомина имеет в составе множество начертаний различных букв алфавита. В букваре представлены роскошно орнаментированные и красочные изображения каждой буквы. Кроме того, представлены особые краткие вирши, в которых содержатся слова на конкретную букву.

 Таким образом, азбуки-прописи рассматривались Л.В. Черепниным в качестве достоверных материалов для исследований в области письменности и сферы обучения в России XVII века. 

Проблему эволюционного изменения русской письменности рассматривает А. Г. Шицгал. В своей работе «Русский типографский шрифт», которая вышла в 1985 году, автор сравнивает рукописный текст с печатным.

Нас же интересует с палеографической точки зрения исключительно рукописный текст. А.Г. Шицгал справедливо отмечает, что характер графического рисунка букв, способ написания знаков алфавита напрямую определяется  характерными особенностями почерка писца, что, в свою очередь, зависит от его персональных качеств: характера, темперамента, таланта, в конце концов – состояния здоровья и настроения.

Далее А.Г. Шицгал проводит  сравнение  различных графических форм системы письма, которая претерпевала неизбежные изменения с течением времени.

Так, и древнерусский (церковный) и гражданский (светский) шрифты имеют одну основу – кириллицу, но при этом различаются по графической форме написания, следовательно, по иному воспроизводятся, воспринимаются и запоминаются. Отсюда следует, что данные шрифты имели разные области применения.

Следующим вопросом, затрагиваемым А.Г. Шицгалом, является исследование основных типов шрифтов, которые он предложил различать по технике написания [2, с. 11]. А.Г. Шицгал подвергает системному анализу три основных типа древнерусских рукописных шрифтов. Первый тип - так называемый устав. Им написаны древнейшие русские рукописи, известные с XI века.

Древний устав имеет несколько важных черт. Во-первых, каждая конкретная буква имеет чаще всего единственный вариант начертания, при этом буква выводится медленно, с нажимом, как правило, перпендикулярно к строке, без наклона. Во-вторых, устав не имеет выносных элементов, выделяющихся над главной горизонтальной строкой. 

В-третьих, в нем присутствует небольшое количество сокращений  (иначе титлов) и ударений (или сил).

 Устав мог быть написан буквами различного размера, но чаще всего использовался крупный шрифт, иногда средний и изредка мелкий.

С XIV века устав постепенно сменяется упрощенным  типом шрифта – полууставом. 

Из-за того, что начертание букв сменилось на менее строгое, чем в уставе,  с помощью полууставного письма писать получалось гораздо быстрее.

Кроме того, полуустав отличается от устава тем, что в нем одни и те же буквы могут воспроизводиться по-разному, к тому же чаще с наклоном вправо, а букв с титлами и силами становится больше, растет количество выносных элементов. Со второй половины XIV и в XV веке зарождается и распространяется третий вид шрифта - скоропись.

 Скоропись (быстрое написание) текста обеспечивала удобство составления административного, правительственного, хозяйственного и дипломатического типа письма в практических целях.

В скорописи присутствуют приемы, упрощающие и ускоряющие сам процесс: множество сокращений слов, повсеместные  выноски элементов букв над и под строку, а также разнообразные варианты начертаний одних и тех же букв. Однако, как замечает А.Г. Шицгал, описанное деление древнерусского письма на три типа шрифтов весьма условно.

Выдающийся русский, белорусский филолог-славист, палеограф, этнолог Евфимий Федорович Карский (1860-1931)гг в своей книге «Очерк славянской кирилловской палеографии», которая вышла в 1901 году, касаясь исторических в проблемы,  отмечает, что скоропись, как более технологичный способ записи текста,  возникла вначале у южных славян и только затем в России [3].

В начале XV века скоропись широко применялась в практических целях при написании всевозможных юридических бумаг, но уже к концу XV века вошла в книги. В русской скорописи автором выделяются два типа скорописи: северо-восточно-русский Московской Руси и западно-русский, который фактически совпадает с южно-русским. Разница шрифтов невелика и проявляется лишь в различных начертаниях одних и тех же букв, а также – в характере письма.

Знаменитый русский, советский литературовед и филолог  Виктор Александрович Истрин (1906-1967)гг в книге "Возникновение и развитие письма", которая вышла в 1965 году, прослеживает общие направления процесса эволюции русской письменности [4]. Древнейший русский почерк – устав – возник под непосредственным  влиянием греческого письма, впитал его основные законы и применялся в рукописных текстах до XV – XVI веков. Графически устав отличался четким однообразным начертанием букв, каждая из которых писалась раздельно и ставилась перпендикулярно строке. Что же касается практического применения, то устав легко читался, т. к. был нагляден и понятен,  но создавал определенные сложности при написании. С середины XIV века наряду с уставом, появляется и развивается новый упрощенный тип шрифта – полуустав. Полуустав имеет менее «геометрические» и академические начертания букв, свободное наклонное расположение букв и применение большого количества так называемых "титл" – сокращений слов и "сил" – обозначений ударений. В практическом смысле полууставом писать было быстрее, т.к. просто удобнее, но написанное было менее чётким при рассмотрении и понятным в чтении.

С конца XIV века в дипломатической, канцелярской и торговой переписке получает распространение еще более беглый по приемам исполнения почерк –скоропись. В. А. Истрин считает, что скорописное начертание букв существовало и до XIV века – в отдельных вариантах (модификациях) русского уставного почерка, однако в трудах по славяно-русской палеографии уставной почерк не подразделялся на книжный и скорописный.

Таким образом, В.А. Истрин на основании своих исследований делает вывод о том, что эволюционные изменения графики русского письма на протяжении всего времени существования, и особенно в период XVII века, заключались, в основном, в упрощении и облегчении технологических приемов процесса письма, а в эпоху Петра Великого – еще и в изменении содержания самих книг.

 

Список литературы:

1.Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.

2.Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт М., 1974.

3.Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928.

4.Истрин В. А.  Возникновение и развитие письма // http://genling.ru/books/item/f00/s00/z0000005/index.shtml (последнее посещение 14.07.2019 г.).