Статья:

Использование дистанционного обучения для подготовки кадров по вопросам охраны труда

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Понамарев А.В., Грибков О.И. Использование дистанционного обучения для подготовки кадров по вопросам охраны труда // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/46941 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование дистанционного обучения для подготовки кадров по вопросам охраны труда

Понамарев Андрей Викторович
студент Российского университета транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва
Грибков Олег Игоревич
канд. техн. наук, доцент Российского университета транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

Using distance learning for training in labor protection

 

Andrey Ponamarev

student of the Russian university of transport (MIIT), Russia, Moscow

Oleg Gribkov

candidate of Technical Sciences, associate professor of the Russian university of transport (MIIT), Russia, Moscow

 

Аннотация. Выполнен анализ дистанционного обучения работников по охране труда, рассмотрена её структура и функционирование. Приведены рекомендации по улучшению качества дистанционного обучения.

Abstract. The analysis of distance training of workers on labor protection is executed, its structure and functioning is considered. Recommendations about improvement of quality of distance learning are provided.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение; охрана труда; дополнительное профессиональное образование.

Keywords: distance learning; labor protection; additional professional education.

 

По данным Департамента труда и социальной защиты коэффициент частоты несчастных случаев на производстве (число пострадавших на 1000 работающих) в 2017 году составил 0,79 (в 2016 году – 0,72), то есть увеличился на 8,9%. Основными причинами несчастных случаев являются нарушение трудовой дисциплины, неблагоприятное формирование рабочего места и недостаток в обучении работников безопасным выполнением работ.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан в течение месяца после приема на работу организовать обучение безопасным ме­тодам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Руководители же и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца и далее по мере не­обходимости, но не реже одного раза в 3 (три) года.

Такие требования закреплены в ст. 212 Трудового кодекса РФ и в Постановлении Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций».

Но сейчас дефицит времени для обучения работающего персонала – значительная проблема для подавляющего большинства работодателей, так как 40 аудиторных часов при очной форме обучения занимают 5 рабочих дней, а 72 часа - половину рабочего месяца. В таких условиях переход на инновационные образовательные технологии в обучении охране труда становится неминуемым. И здесь «спасательным кругом» будет дистанционное обучение - дополнительное профессиональное образование при совместной работе обучающихся и преподавателей на расстоянии, перепрофилирование и повышение мастерства взрослых работающих людей, воплощаемое через всемирную сеть.

Методика дистанционного обучения регламентируется нормативно-правовыми актами Министерства труда и социальной защиты и Министерства образования и науки Российской Федерации:

1) Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Постановлением Минтруда и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;

3) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Целью применения дистанционного обучения образовательным учреждением является оказание обучающимся шанса познания образовательных программ напрямую по месту жительства обучающегося или его временного пребывания, что в связи с высокой урбанизацией очень удобно для таких мегаполисов как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др.

Образовательное учреждение вправе использовать обучение на расстоянии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием обучения на расстоянии или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением [4].

Дополнительное профессиональное образование через дистанционное обучение нацелено на восполнение образовательных и профессиональных интересов, кадровый рост человека, обеспечение сходства его квалификации переменным условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Категории граждан, имеющих право осваивать дополнительные профессиональные программы путем удаленного освоения вопросов охраны труда, указаны на рис.1 [2].

 

Рисунок 1. Условия предоставления возможности обучения на расстоянии

 

Наличие программы обучения, техники и программного обеспечения для образовательных учреждений дополнительного профессионального образования порой недостаточно. Огромное влияние на качество и эффективность обучения оказывает состав талантливых грамотных преподавателей и кураторов, которые обладают инновационной активностью в области современных технологий, а также создают и удерживают на должном уровне необходимое учебно-методическое обеспечение.

В настоящее время существует большой выбор систем дистанционного обучения бесплатного и платного пользования:

1) Moodle - одна из наиболее распространенных систем дистанционного обучения, которая рекомендует пользователю разнообразные панели инструментов, право мониторить совершенствование обучающихся и поддержку мультимедиа. В данной системе можно организовать курсы, подстроенные под мобильные телефоны, к тому же она довольно мирно воспринимает интеграцию дополнений от посторонних разработчиков. Еще одним главным достоинством Moodle представляет сообщество пользователей, так как здесь можно едва ли не мгновенно получить ответы на большинство занимающих вас вопросов, прибегнув к онлайн базе технической поддержки.

2) ATutor имеет множество полезных функций: от email-уведомлений до файлового хранилища. Также Atutor предоставляет пользователю всевозможные инструменты оценки, резервное копирование файлов, ведение статистики и возможность интеграции опросов.

3) iSpring Online - это интернет-сервис, а значит нет необходимости скачивать программу, устанавливать на сервер, настраивать. Нужно просто зарегистрироваться на сайте, загрузить неограниченное количество учебных материалов и назначить сотрудникам. Управлять такой системой может один человек. Система работает даже в режиме офлайн, может контролировать успеваемость обучающихся и сохранять записи вебинаров.

4) и др.

Для лучшей заинтересованности слушателя процессом самообразования нужно наличие у обучающей программы определенных принципов (см. рис.2).

 

Рисунок 2. Основные принципы создания электронных учебных курсов

 

Немаловажную роль занимает помимо библиотеки нормативных актов, методических материалов и отслеживания успеваемости живое общение с преподавателями и другими обучающимися, которым можно задать вопрос, поделиться опытом или разъяснить более подробно интересующую тему.

Следует учесть индивидуально-психологические специфики самостоятельного обучения взрослых работающих слушателей. Итог добросовестного и успешного дистанционного обучения данной категории слушателей непосредственно зависит от их способностей к самоподготовке. Подобными умениями в большей степени располагают слушатели со средне-специальным и высшим образованием. Должно быть, именно по этой причине из-за отсутствия в большинстве случаев высшего образования (а значит и способности обучаться самостоятельно) дистанционная форма является трудной для такой категории слушателей, как уполномоченные по охране труда, т.е. рабочие, поэтому процесс обучения должен обладать ещё и дополнительными принципами (см. табл.1).

Таблица 1.

Базовые принципы дистанционного обучения

Принцип дистанционного обучения

Описание

Гибкость

Отсутствие регулярных занятий в виде лекций и свободный выбор времени

Модульность

Каждая отдельная тема или ряд тем, которые освоены слушателем, создают целостное представление об определенной предметной области

Параллельность

Обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью

Дальнодействие

Отсутствие препятствий в виде расстояния от места нахождения слушателя до обучающей организации

Асинхронность

Возможность реализации технологий обучения независимо от времени

Массовость

Некритичность параметра «количество слушателей»

Рентабельность

Экономическая эффективность обучения

Технологичность

Широкое применение новых информационно-коммуникационных технологий

 

В связи со всем этим преподаватели в учебных учреждениях должны не только актуализировать и расширять знания в области охраны труда, но и постигать передовые методики, средства и технологии обучения, улучшать общую культуру педагогического мастерства с учетом специфики работы с взрослой аудиторией.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дистанционное обучение особенно востребовано для специалистов, которые проходят повторное обучение и уже имеют базовые знания в области охраны труда. А для специалистов, обучающихся первично, дистанционное обучение также возможно при условии увеличения срока обучения и назначения дополнительных консультаций с преподавателем.

 

Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
4. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005  N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005  N 6862)
5. Доклад о состоянии условий и охраны труда в городе Москве за 2017 год. Правительство Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы – Москва, 2018. - 104 с.