Статья:

Инструменты YouTube как способ защиты авторских прав

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пименова В.В. Инструменты YouTube как способ защиты авторских прав // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43944 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инструменты YouTube как способ защиты авторских прав

Пименова Валерия Вадимовна
студент Южно-Уральского института управления и экономики, РФ, г. Челябинск

 

На сегодняшний день тема авторского права в сети Интернет является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире.

Во многом это связано с тем, что Интернет с каждым годом вовлекает в себя всё большее количество пользователей, и, следовательно, возникает всё больше спорных инцидентов связанных с размещёнными в сети объектами авторских прав.

Любой активный пользователь Интернета ежедневно сталкивается и взаимодействует с сотнями объектов авторского права на различных информационных платформах, а это не может не выливаться в недовольства как держателей авторских прав, так и обычных пользователей, что приводит к повышению напряженности в обществе.

Пожалуй, одной из самых популярных и всемирно известных платформ размещения объектов авторских прав с продуманной и работающей системой защиты правообладателей можно назвать YouTube. YouTube является видеохостинговым сайтом, предоставляющим услуги хранения, доставки и показа видео, а также возможность монетизации авторских проектов.

На видеохостинге существует несколько видов контента, на которые распространяется защита авторских прав:

– видео, включая изображения, слайды и т.д.;

– звук, включая музыку;

– образовательная и научная литература, т.е. статьи, книги, лекции и др.

Однако сам YouTube не отслеживает авторство публикуемого контента, такая обязанность остается за правообладателями, которые могут подтвердить свои авторские права.

Но у правообладателей также возникает право подать жалобу, если их права нарушены, которую обязательно рассмотрит YouTube[3].

Если жалоба была оформлена верно и администрация подтвердила нарушение авторских прав, то  таковой контент удаляется со страницы канала. Но на этом система предупреждений не заканчивается — если акаунтом было получено три предупреждения, то осуществляется одно из трех действий:

– блокировка аккаунта и связанных с ним каналов;

– удаление всех роликов канала;

– запрет на создание новых каналов.

Наличие только этой системы жалоб нельзя назвать идеальным и работающим инструментом по защите авторских прав. Скорее данная практика носит общеприменительный характер и распространена на большинстве платформ, где возможно использование объектов авторского права.

Несмотря на это YouTube в части защиты правообладателей все же остается на шаг впереди.

Это осуществляется за счет такого инструмента как Content ID[2].

Данная система осуществляет свою работу по заявкам правообладателей в случаях, если в загруженном ролике существует контент, защищенный авторским правом. Ее не стоит путать с системой предупреждений YouTube, поскольку особенность Content ID в том, что правообладатель имеет возможность выбрать действие, которое будет осуществлено с нарушающим роликом.

Так это может быть и блокировка ролика, как в системе предупреждений, а может быть и монетизация использования контента.

В последнем случае правообладатель получит по сути авторское вознаграждение за использование его результата интеллектуальной деятельности. Зачастую подобная монетизация выражается в использовании рекламы правобладателя в ролике.

Таким образом, мы видим, что система защиты авторских прав, применяемая видеохостингом, достаточна обширна и старается охватить большую часть данной сферы.

Преимущества Content ID, применяемой вкупе с системой предупреждений, очевидны, поскольку преуспевают в защите как прав правообладателей, так и интересов пользователей хостинга.

К сожалению, даже такая система не идеальна, и при ее применении возникают определенные правовые проблемы. Одним из примеров таких проблем можно назвать злоупотребление правом, когда правообладатели не вникая в суть опубликованного контента, реагируют на якобы имевшее место быть нарушение авторских прав.

Примером такого реагирования можно привести многочисленные видеозаписи падения Челябинского метеорита в 2013 году[1]. Множество загруженных на YouTube роликов были сняты на видеорегистраторы, расположенные в автомобилях челябинцев.

Именно поэтому большинству немцев так и не удалось увидеть редкие кадры, поскольку буквально через несколько часов они были удалены администрацией YouTube в Германии. Причиной этому послужило то, что на кадры видеозаписей с падением метеорита записалась музыка, которая играла фоном в автомобилях.

Немцы сослались на то, что у авторов роликов не было права на публикацию чужой интеллектуальной собственности.

А значит, трансляцию этих записей можно приравнять к пиратству. Претензии, главным образом, поступали от  компании GEMA. Это негосударственная организация, управляющая авторскими правами. Именно по ее запросу YouTube и заблокировал доступ к видеороликам. Однако в этом случае маловероятно именно незаконное прослушивание песен, поскольку, во-первых, во многих роликах фигурируют CD-диски с данными песнями, легально распространяемые на территории Российской Федерации, а во-вторых, данное использование результата интеллектуальной деятельности не ставится самоцелью.

Другой немаловажной проблемой остаётся проблема доказывания нарушения. Довольно часто, несмотря на развитие технологий, становится сложно уловить нарушение авторского права на контент, поскольку программы и люди просто не могут обнаружить иногда явное нарушение авторского права под завесой изменённого кода или же просто изменённого имени. Для этого необходим отлаженный и бесперебойно функционирующий механизм отслеживания и фиксации нарушений авторского права. И хотя он частично воплощен в системе YouTube, однако полностью данную проблему решить не в состоянии.

В последнее время в сети Интернет набирает популярность борьба за законное использование объектов авторского права.

Это спровоцировано нормативной деятельностью государств в сфере защиты правообладателей, а также ростом правосознания граждан различных государств. И вместе с тем большую роль играют хостинговые сайты, к которым относится и  YouTube, они идут навстречу правообладателям и во многом сами разрабатывают способы защиты авторского права.

В этой области видна достаточно активная деятельность, но, как это обычно и бывает, она недостаточна для правильного взаимодействия всех субъектов правоотношений. Именно поэтому эта проблема стоит достаточно остро и нуждается в поиске решений.

 

Список литературы:
1. Youtube в Германии запретил ролики с падением челябинского метеорита // RT на русском, 19 февраля 2013 года[Электронный ресурс]. — Режим доступа:  https://russian.rt.com/article/4569. — (Дата обращения: 05.12.2018).
2. Как работает система Content ID[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://support.google.com/youtube/answer/2797370.  — (Дата обращения: 05.12.2018).
3. Что нужно знать о предупреждениях[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://support.google.com/youtube/answer/2814000?p=c_strike_basics&hl=ru.  — (Дата обращения: 05.12.2018).