Статья:

Пассажирские перевозки Брянской области, проблемы и перспектив развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Данченко О.С. Пассажирские перевозки Брянской области, проблемы и перспектив развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43903 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пассажирские перевозки Брянской области, проблемы и перспектив развития

Данченко Ольга Сергеевна
магистрант ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», РФ, г. Брянск

 

Общественный пассажирский транспорт – важнейшая инфраструктурная составляющая городского хозяйства, экономическая и социальная роль которого, как и влияние на качество жизни горожан, трудно переоценить.

План развития общественного транспорта представляет собой систему взглядов на состояние развития транспорта, определяет направления реализации государственной транспортной политики на территории региона, разрабатывает приоритеты и перспективы развития отрасли, осуществляющиеся в интересах экономического роста региона и потребностей населения Брянской области.

Департамент промышленности транспорта и связи Брянской области разработал «Концепцию развития общественного транспорта в Брянской области на 2013-2020 годы», цель которой: создание в Брянской области устойчиво функционирующей и доступной для всех слоев населения единой системы общественного транспорта на основе формирования в регионе рынка услуг, регулируемого в интересах общества и хозяйствующих субъектов [1, с.1].

Применение Концепция необходимо для создания и реализации единой транспортной политики Брянской области; предоставления качественных транспортных услуг населению региона; разработки автоматизированных систем управления общественного транспорта; сокращения транспортных издержек и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду; повышения уровня безопасности движения на общественном транспорте.

В транспортной системе Брянской области на долю городского автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50% объема перевозок пассажиров [1, с.2].

На сегодняшний день состояние городского автомобильного транспорта Брянской области характеризуется:

- невозможностью инфраструктуры отдельных видов транспорта и производительных сил, обеспечить провозную способность;

- сезонными колебаниями спроса на транспортные услуги, в основной массе, в места расположения загородных и садовых участков, домов и дач;

- основной массой граждан, пользующихся правом льготного проезда на общественном транспорте, как  следствие высокий уровень социальной нагрузки городского транспорта. 

На большинстве пригородных маршрутов основные проблемы возникают при перевозке пассажиров в вечернее время. Это характеризуется рядом причин:

  1. снижение объемов предоставляемых услуг для социально незащищенных слоев населения;
  2. отсутствие эффективного механизма финансовой компенсации перевозок пассажиров льготных категорий;
  3. отставание роста доходов от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.

Исторически в Брянской области сформировалась территориальная монополия: маршрутная сеть поделена между перевозчиками. Устранив такие барьеры, можно было бы сократить затраты, или же это привело бы к потере маршрутов, обсуживающихся  неэффективными перевозчиками.

Значительным недостатком Брянского общественного транспорта является низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. 

Темпы пополнения и обновления парков подвижного состава, а так же сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, в последние годы привело к значительному ухудшению их технического состояния (возраст, увеличение износа и т.д.) и работоспособности. Более 60% подвижного состава эксплуатируются за пределами нормативного срока службы, остальные - приближаются к этому сроку. Дальнейшая эксплуатация данных транспортных средств экономически невыгодная, и требует повышенных затрат на ремонт и обслуживание.  Все это ведет к снижение уровня безопасности транспортного процесса и  росту транспортных издержек.

Для полноценного функционирования парка транспортных средств необходимо:

  1. приобретать подвижной состав современного технического уровня, который отвечает повышенной комфортности и приспособлен к перевозке пассажиров-инвалидов и других категорий маломобильных граждан;
  2. внедрить высокоэффективные технологии содержания, реконструкции и строительства инфраструктуры общественного транспорта.

Обеспечение безопасности перевозок является прямой обязанностью перевозчиков вне зависимости от их организационно-правовой формы [2, с.63]. У перевозчиков существует ряд первоочередных задачам по обеспечению уровня безопасности перевозок:

- подвижной состав обязан, находится в исправном техническом состоянии, в случае неисправности отказ от эксплуатации на линии;

- обеспечение уровня профессиональной надежности водителей;

- перевозочный процесс должен быть организован в соответствии с безопасными условиями перевозки пассажиров.

Для обеспечения безопасности общественного транспорта необходимо реализовывать на всех видах транспорта правовые, экономические, организационные и иные меры воздействия, в соответствии с действующим законодательством.

На сегодняшний день в Брянской области на общественном транспорте существует проблема кадрового обеспечения. Остро ощущается нехватка квалифицированных водителей, вследствие чего  значительно снизился уровень их профессиональной подготовки. 

Государственная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, которая существовала, ранее практически не функционирует. Для того чтобы обеспечить необходимую подготовку руководителей и специалистов в сфере эксплуатации и управления городским транспортом, а так же его инфраструктурой необходимо применить ряд мер:

  1. усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка;
  2. увеличить количество предоставляемых рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений транспортного комплекса;
  3. создать систему наставничества, преемственности и накопления уникального опыта в сфере общественного транспорта.

Для повышения престижа транспортных профессий на общественном транспорте, необходимо обеспечить кандидатов социальными гарантиями по увеличению оплаты труда и предоставлением социального пакета.

Развитие инфраструктуры общественного транспорта Брянской области, должно стать одним из основных направлений деятельности, позволяющих улучшить качество транспортного обслуживания и удовлетворить спрос населения на транспортные услуги [3, с.184]. Чтобы этого добиться необходимо, обновить и восстановить парк транспортных средств, а так же заняться усовершенствованием производственной базы транспортных организаций и других объектов инфраструктуры общественного транспорта. 

Если на практике применить необходимые действия, в итоге в области инфраструктуры общественного транспорта Брянской области можно достичь следующего:

  1. обеспечить транспортное обслуживания отдаленных районов региона и прямое транспортное сообщение между населенными пунктами и областным центром в соответствии с минимальными социальными транспортными требованиями;
  2. улучшить качество пассажирских перевозок за счет повышения комфортности и безопасности, а так же сокращения времени в пути;
  3. обновить парк подвижного состава транспортных организаций;
  4. снизить убыточность перевозок транспортных предприятий за счет сокращения транспортных издержек и эксплуатационных затрат;

Из всего вышесказанного, можно выделить основную цель  развития общественного транспорта в Брянской области – это создание единой системы общественного транспорта, которая удовлетворяла бы растущие потребности населения, и была ориентирована на граждан с ограниченной способностью к передвижению, которая гарантировала бы доступность и безопасность пассажирских перевозок, которые обеспечат повышение качества жизни населения и экономический рост региона.

Такая система позволит координировать и оптимизировать работы различных видов общественного транспорта, а также транспортную и ценовую доступность населения в регионе.

 

Список литературы: 
1. Проект Концепции развития общественного транспорта в Брянской области на 2013 – 2020 годы // Сайт Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области, 2013. – 25с. Режим доступа: http://www.dpts.bryanskprom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=240:2013-03-30-07-49-42&catid=20:programms&Itemid=28
2. Пушмин, П. С. П91 Эксплуатация транспортного оборудования : учеб. пособие / П. С. Пушмин, В. В. Нескоромных, С. О. Леонов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 192 с. ISBN 978-5-7638-3098-9 [Электронный ресурс] http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_  red&book_id=435817#
3. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия): учебник / Н. А. Сафронов. – Москва: Магистр: Инфра-М, 2014. – 253 с.