Статья:

Франчайзинг в Казахстане. Перспективы развития франчайзинга в рамках Дорожной Карты Бизнеса 2020

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Альтаев С.Т. Франчайзинг в Казахстане. Перспективы развития франчайзинга в рамках Дорожной Карты Бизнеса 2020 // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/36921 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Франчайзинг в Казахстане. Перспективы развития франчайзинга в рамках Дорожной Карты Бизнеса 2020

Альтаев Султан Тимурович
магистрант, УО «Каспийский общественный университет», Казахстан, г. Алматы

 

Данная статья раскрывает смысл и суть франчайзинга как одного из наиболее приоритетных и важных направлений малого и среднего бизнеса. Также в статье предоставляются определение и пояснение к закону «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», тем самым составляется вывод, что благодаря принятому комплексу мер по культивированию малого и среднего бизнеса, франчайзинг представляет собой одну из успешнейших моделей предпринимательства с минимальным количеством рисков, благодаря дорожной карте бизнеса 2020 (Республики Казахстан)

История франчайзинга в Казахстане началась с двух проектов. Первый проект - в рамках сублицензии турецкого франчайзера в 1994 году был построен завод по производству Coca-Cola. Второй - Казахстанский отель Rahat Palace начал свою деятельность под брендом международной гостиничной сети Hyatt Массовый рынок зарубежных франчайзинговых проектов в Казахстане начинался с магазинов одежды, фуд-корт (кафе, ресторанов, кофейни) и сетей супермаркетов. Примерами таких проектов являются Adidas, Baskin Robbins и супермаркеты Ramstore. Кроме того, в Казахстане активно работают рестораны быстрого питания, такие как Hardee's, KFC и Burger King, а также всемирно известные кофейни, такие как Gloria Jean's Coffees и Starbucks. Международные гостиничные сети, такие как InterContinental, открылись в Казахстане по схеме франчайзинга. В настоящее время на ранних этапах переговоров находятся еще несколько известных гостиничных сетей.

Мегабренды франчайзинга сегодня являются главной мировой тенденцией глобализации и ее инструментом, представляя собой бизнес будущего. В XXIвеке, по прогнозам экспертов, более 50% всемирного бизнеса занимают место работы по системе франчайзинга. Другая половина будет поставщиком франчайзинга. Учитывая тот факт, что один из показателей уровня развития экономического благосостояния является индикатор уровня франчайзинга, основное внимание будет уделено развитию франчайзинга через призму принятия комплексных мер и определенных законов, которые руглируют эти отношения, претворяют программы развития и поддержки, предоставляют специальные льготы участниками рынка.

В Казахстане существует специальное законодательство, регулирующее рынок франчайзинга. Кроме того, отношения между сторонами соглашения о франшизе регулируются законом, применимым к каждому конкретному сектору экономики. Степень регулирования, применимая к франшизе, намного выше, чем у франчайзера.

24 июня 2002 году в Республике Казахстан был принят закон о франчайзинге. Речь идет о Законе Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», где термину «франчайзинг» дано достаточно адекватное юридическое определение – комплексная предпринимательская лицензия.

Если наблюдать за мировым опытом, то можно сделать вывод, что государственная поддержка франчайзинга является неотделимой частью поддержки предпринимательства. Другими словами, все программы, затрагивающие и нацеленные на стимулирование франчайзинга, являются аналогами программ по развитию МСП (малого и среднего предпринимательства), так как франчайзинг оказывает поддержку развитию МСП и дополняет предпринимательство, действуя в предпринимательском поле, и никак не может существовать как отдельный компонент.

Все, что происходить на мировых рынках – абсолютно все оказывает влияние на развитие франчайзинга в пределах РК и за пределами. Сегодня мы наблюдаем тот факт, что все экономические циклы (кризис, прекризис, посткризис) – ни одна из них не поддается стандартному хронометражу. Именно поэтому, учитывая быструю спекулятивную стагнацию, со 100% точностью очень сложно прогнозировать положение мировых рынков.

Благоприятная атмосфера, созданная для развития предпринимательства, поддерживает появление устойчивой платформы для развития франчайзинга. Тем не менее, нельзя не учитывать нюансы, которые оказывают значительное влияние на развитие франчайзинга и играют в данном процессе немаловажную роль:

·      защита Интеллектуальной собственности

·      прозрачность рынка

·      налоговая культура

·      международные стандарты

·      деловой менталитет у бизнесменов.

Все рынки подчиняются законам спроса и предложения. В данном случае франчайзинговый рынок не является исключением. Всем известно, что в мире самый большой потребительский рынок – США. Именно США на сегодняшний день является «главным командующим флотом» франчайзинга. Франчайзиг будет развиваться по закону спроса и предложения только в том случае, если есть доступный потребительский рынок. Тогда нет необходимости оказывать поддержку франчайзингу.

Являясь частью мировой экономики, сектор франчайзинга подвергается собственным циклическим колебаниям. Состояние данного сектора полностью зависит от страны и национального сегмента. Например, в развитых странах, где наблюдается определенный и некритический спад производства, сектор зависит от общей экономической ситуации, котировок акций и других финансовых показателей. 

Если рассматривать историю, то первым этапом осуществляется развитие франчайзинга, а далее уже появляются законы и поддержка самого франчайзинга. Ярким примером может служить Китай, где нормы защиты ИС зашкаливают под минус, а закон о франчайзинге появился в 1997 году, тем не менее, первая франчайзинговая точка появилась еще в конце 80-х годов, намного раньше юридического регулирования в стране.

Тем не менее, роль государственной поддержки в развитии франчайзинга также является значимой. Государственные институты, понимая и осознавая важность франчайзинга для развития цивилизованного предпринимательства, ставят перед собой цель создать комфортабельные условия для развития франчайзига. Созданию Закона о франчайзинге, а в частности пункту об обязательном раскрытии предпродажной информации франчайзером, обязано резкое сокращение количества мошеннических франчайзинговых схем в США. Благодаря государству успешно развивается программа «франчайзинг для ветеранов и пенсионеров». Эта программа позволяет пенсионерам использовать средства пенсионного фонда для финансирования собственной франшизы. Государственная корпорация OPIC в США стимулирует экспорт американских франшиз по всему миру. Существует масса различных госпрограмм по развитию франчайзинга в США, в странах Европы и Азии.

Как видно из вышесказанного, государственная поддержка по поддержке франчайзинга очень важна в развитии рынка франчайзинга.

Именно в этом свете наиболее важным для развития отечественного франчайзинга является создание программы поддержки предпринимательства «Дорожной Карты-2020» (сокр. ДКБ-2020). Несмотря на то, что в ДКБ-2020 не прописаны меры по развитию франчайзинга, тем не менее, важность программы в развитии качественного предпринимательского рынка, что является благодатной почвой для развития франчайзинга, очень высока. На сегодняшний день это наиболее масштабная и разностороння программа по развитию предпринимательства.

Основные 3 направления ДКБ, на которых базируются меры поддержки предпринимательства, следующие:

Поддержка новых бизнес-инициатив;

Оздоровление предпринимательского сектора;

Поддержка экспортоориентированных производств.

Улучшение процесса развития предпринимательства с помощью финансовой поддержки является эффективным и проверенным инструментом для улучшения бизнес-среды. Согласно анализу мирового опыта франчайзинга, одним из наиболее эффективных методов является финансирование сделок по франчайзинга.Это способствовало развитию экспорта национальных брендов на международные рынки. В этом контексте уместно вспомнить опыт основной американской корпорации для финансирования экспорта ОПИК, благодаря чему многие торговые марки и брэнды в Америке открыли свои фирменные точки во всем мире. Поддержка экспортно-ориентированной продукции очень важна для развития франчайзинга, так как экспорт казахстанской продукции, а следовательно, и казахстанских брендов, будет способствовать так называемой "Интернационализациии местных брендов", что способствует экспорту национального франчайзинга.

Одна из основных ролей программы ДБК заключается в создании и обеспечении благоприятной среды для развития франчайзинга. В то же время необходимо учитывать, что помимо финансовой поддержки, теоретические знания и информированность также занимают особое место в развитии данного рода деятельности. Примером таких знаний могут служить «Ноу-Хау менеджмент»: один из видов менеджмента, который основан на знаниях по рациональному управлению финансовыми средствами, а также по созданию прочных и аргументированных франчайзинговых систем. Здесь следует отметить программные инструменты ДКБ, прописанные в первом направлении программы, а именно:

Предоставления и обеспечение маркетинговыми и консалтинговыми услугами;

Налаживание рабочих процессов в сфере управления предприятием;

Маркетинговый анализ и изучение рынка, с целью реализации конкретного вида продукции, товара или же услуги;

PR – продвижение, реклама, максимальная раскрутка товара, брэндинг услуг;

Консалтинг по созданию и по оптимизации действующего бизнеса;

Консультации по ведению бизнеса на внешних рынках и по участию в конкурсах по государственным закупкам;

Большинство людей воспринимают Казахстанский рынок услуг по консалтингу недоступным, дорогостоящим, неэффективным, и что самое наиболее важное – в данных услугах нет необходимости. В данном случае проблема состоит в том, что консалтинг предоставляет та категория людей, у которых отсутствует практический опыт, в основном, это теоретические знания, которые не были применены на практике. В то же время среди всего этого списка бесполезных услуг, есть вероятность подобрать и найти качественный консалтинг, который предоставляется специалистами и профессионалами в этой области. Но чаще всего это исключение, чем правило. Тем не менее, нельзя делать вывод, что предпринимательство не нуждается в консалтинге, скорее наоборот – предприниматель на сегодняшний день испытывает потребность в эффективном, правильном и, самое главное, профессиональном консалтинге. Одни предприниматели получают доступ к информации в Интернете с зарубежных ресурсов, другие же отпускают организационные процессы на самотек. Но потребность в консалтинге есть в каждом предприятии. Благодаря ДКБ бизнесмены и предприниматели получают возможность приобрести централизованный, качественный и эффективный консалтинг. Консалтинговые инструменты ДКБ могут дать толчок для развития качественного консалтинга в РК. Конечно же, очень важно провести качественную оценку предоставляемых консалтинговых материалов.

Если рассматривать консалтинговые услуги ДКБ с точки зрения развития франчайзинга, то необходимо обратить внимание на такой вид услуг как брэндинг – продвижение и раскрутка товара или услуги. Существует такое мнение, что именно брэндинг является составляющей частью и одной из опорной точек эффективности франчайзинга, без которой почти невозможно развивать данный процесс. Другими словами, история франчайзинга представляет собой историю брендов.

Что мы можем замечать на сегодняшний день? Мы видим факт, что отечественными предпринимателями не уделено внимание даже простой регистрации товарного знака, уже не говоря о брэндинге. Если составлять логическую цепочку, то можно сделать следующий вывод: уделяя особое внимание брэндингу товарных знаков, предприятия будут заинтересованы в развитии бренда своей компании, что может оказать эффект на развитие франчайзингового рынка через увеличение количества сделок с арендой бренда.

Фонд «Даму» выступает финансовым агентом для развития данной программы. Как уже ранее было отмечено, инициативным спонсором по развитию Казахстанского франчайзинга является фонд «Даму», который оказал значительную поддержку многим предпринимателям, а также франшизам и франчайзерам в проведении мероприятий.

Но в роли финансового агента такой масштабной программы как ДКБ-2020 значение фонда как института развития франчайзинга увеличивается.

Можно высказать осторожный оптимизм. Кризис, совершенно особый, структурно другой, нежели предыдущие, безусловно, внесет свои штрихи, но не изменит ядра самого рынка. Уйдет часть брендов, появятся новые. Как и на смену старым моделям придут более эффективные.

Большую роль в развитии отечественного франчайзинга будут играть финансовые институты. Их роль всегда была высока, но до сих пор этот сектор обходился без массовых кредитов. Льготные займы, субсидирование всегда имели положительное влияние на МСБ, в том числе на франчайзинг. В этом отношении особую надежду участники рынка возлагают на программу, которую готовит фонд «Даму». Франчайзинг, конечно, не совсем бизнес для кредитов, так как помимо платежей банку франчайзер платит роялти, другие платежи лицензиару, что утяжеляет расходы. Однако льготный кредит может стать подспорьем для той категории бизнеса, где срок окупаемости очень быстрый. Это могут быть те же ретейл и фастфуд.

Несмотря на то, что франчайзинг по-прежнему является довольно новой бизнес-концепцией в Казахстане, привлекает повышенный интерес со стороны предпринимателей. На данный момент в Казахстане работает более 400 франшиз, большинство из которых расположены в Алматы, что делает Казахстан лидером франчайзинга в Центральной Азии. Больше брендов воспринимают рынок как перспективный, однако розничные торговцы не готовы напрямую расширяться и, в общем, обращаются к местным партнерам, чтобы помочь им установить свое присутствие в регионе. HardRockCafé недавно открыл свой первый ресторан в стране в 2014 году, а McDonalds и Starbucks запустили свои магазины в 2016 году. Starbucks открыл 9 торговых точек в Алматы и Астане и планирует продолжить расширение.

За последние пять лет на казахстанском рынке наблюдался потребительский бум, в результате которого розничные продажи неуклонно росли на 10-15% в год. Тем не менее ожидается, что общий рост объема розничной торговли останется высоким в течение всего прогнозируемого периода, в среднем примерно в 6,4% в год в реальном выражении, так как реальные доходы продолжают расти. Тем не менее, девальвация в 2015 году более чем на 30% и замедление роста прогнозируемого ВВП уже ознаменовало падение потребительских расходов, которое наблюдалось на стабильном росте на 15-20% в год.

Агентство по франчайзингу в Казахстане оценивает, что общее количество франшиз и брендов, работающих в рамках франчайзинга или других аналогичных условий, стабилизировалось, и бренды из России все чаще появляются. По оценкам, около 201 новых франчайзинговых торговых точек будут открыты к 2018 году, в которых будет задействовано более 30 000 человек, с предполагаемым годовым оборотом в 1,2 миллиарда долларов. Внутренний франчайзинг только начинает развиваться с 30 местными франшизами и 200 франчайзинговых торговых точек. Казахстан характеризуется большим количеством компаний, работающим на основе соглашений о суб-франчайзинге с ведущими франчайзинговыми компаниями, базирующимися в России, Турции или в других местах. Только несколько иностранных франчайзеров работают напрямую с казахстанскими партнерами, но их число растет.

 

Список литературы: 
1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://business.gov.kz/ (дата обращения: число, месяц, год).
2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.export.gov/article?id=Kazakhstan-Franchising (дата обращения: число, месяц, год).
3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://forbes.kz (дата обращения: число, месяц, год).