Статья:

ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Казначеева Ю.В. ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/115020 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Казначеева Юлия Владимировна
магистрант, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

На протяжении всего существования мировая экономика характеризуется постоянными изменениями своего развития, вызванными различными процессами, в том числе и глобализацией. В связи с нестабильностью мировой хозяйственной системы страны прибегают к углублению интеграционных процессов, которые, несомненно, коснулись и государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ).

Рассматривая этапы интеграционных процессов в СНГ, необходимо отметить, что данное объединение характеризуется неструктурированностью интеграционного развития, которое обусловлено недействительностью некоторых проектов по углублению интеграции и формированием субрегиональных объединений на различных уровнях в рамках Содружества.

Данная ситуация является крайне проблематичной для анализа, однако рассмотрение всех интеграционных процессов сможет дать более полную картину об интеграционной ситуации на постсоветском пространстве, которая будет полезна для определения целесообразности дальнейшего развития экономического сотрудничества.

Становление Зоны свободной торговли (далее – ЗСТ) Содружества Независимых Государств проходило более пятнадцати лет. В 1993 году главами правительств впервые были предприняты действия по формированию ЗСТ, которые завершились подписанием Договора о создании Экономического союза в 1993 году и Соглашения о зоне свободной торговли в 1994 году. На тот момент страны Содружества были нацелены на дальнейшее углубление интеграции, подразумевая, что зона свободной торговли станет первым этапом становления единого экономического пространства. Необходимость такого сотрудничества была определена экономическими кризисами в постсоветских странах, многочисленными торговыми барьерами и заинтересованностью государств-участников в дальнейшей стабилизации национальных экономик.

Несмотря на стремление стран-участниц улучшить экономическое положение, многосторонний режим свободной торговли так и не был введен. Участники Соглашения так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью. Объем взаимного товарооборота между государствами-участниками стал ниже кризисных показателей, и данная тенденция имела продолжительный характер. Несмотря на отсутствие реализации задуманного проекта, многие страны СНГ прибегли к подписанию многочисленных двухсторонних соглашений о свободной торговле.

В конце 1990-х годов странами Содружества была предпринята очередная попытка создания функционирующей зоны свободной торговли на пространстве Содружества. Так, в 1999 году главами государств был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ СНГ, одобрен план реализации предложений по формированию ЗСТ и ее дальнейшему развитию, а также утверждена Программа действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года.

Со вступлением в силу данной программы страны-участницы начали неоднократно принимать документы, направленные на развитие зоны свободной торговли, в последующие годы. Однако предпринятые ранее меры не способствовали должному развитию экономических процессов: в 2003 году общий объем экспорта и импорта товаров стран интеграционного объединения составил 2/3 уровня 1991 года, что, в первую очередь, было связано с сокращением межгосударственной торговли. Географическая структура импорта также претерпела изменения: основным импортером продукции Содружества стал Европейский союз [3].

Несмотря на отсутствие реализации выше рассматриваемых проектов, страны СНГ продолжили сотрудничество по данному вопросу. Так, в 2003 году странами-участницами был разработан и утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников в экономической сфере в 2003 – 2010 годах, а в 2007 году Советом глав государств СНГ была одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по реализации данной Концепции. В этот же период уполномоченными органами была разработана Стратегия экономического развития Содружества до 2020 года, в котором также предусмотрено завершение функционирования зоны свободной торговли СНГ и формирование предпосылок для создания общего экономического пространства.

Данные меры оказались более эффективными, чем предыдущие. Так, в период с 2003 по 2010 годы наблюдалась положительная динамика развития взаимной торговли стран – участниц Содружества. За рассматриваемый период товарооборот внутри объединения увеличился почти втрое, достигнув пика в 2008 году. Столь благоприятная тенденция побудила страны СНГ к дальнейшему взаимодействию в данной сфере.

В этот период правительством России была предложена замена многочисленных двухсторонних соглашений о взаимной торговле, количество которых превышало сотню документов, на одно многосторонние соглашение – о зоне свободной торговли. Так, 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран СНГ был подписан Договор о зоне свободной торговли.

К наиболее важным положениям документа можно отнести: взаимное предоставление странами Содружества национального режима в отношении внутренних налогов, сборов, законов и правил в части торговли товарами на национальном рынке, а также свободу транзитных перевозок [1].

По данным Статистического комитета СНГ, сотрудничество в рамках Договора о зоне свободной торговли способствовало увеличению взаимной торговли стран-участниц на 13 % в 2021 году по сравнению с 2010 годом [2].

 

Рисунок 1. Основные показатели экономического сотрудничества стран СНГ в рамках ЗСТ за 2000 – 2021 годы

 

Необходимо обратить внимание на динамику индекса интенсивности региональной торговли, столь высокий показатель которой может свидетельствовать о недостаточно налаженных торговых контактах с зарубежными странами и кризисными явлениями на постсоветском пространстве. За период с 2000 по 2005 годы наблюдалось резкое сокращение интенсивности торговли в СНГ, что говорит о переориентации торговых интересов государств-участников в сторону третьих стран.  Рост показателя вплоть до 2015 года свидетельствует о нарастании экономической заинтересованности стран-участниц друг в друге, что может быть обусловлено как неблагоприятной внешней обстановкой, вызванной мировым кризисом и санкционной политикой в сторону некоторых государств-участников, так и началом реального функционирования ЗСТ на пространстве. В последствии наблюдалось незначительно снижение интенсивности взаимной торговли до 2020 года, обусловленное мировой пандемией COVID-19. В 2021 году индекс пошел на спад, однако интенсивность торговли на пространстве Содружества все еще остается эффективной. Таким образом, достаточно сложно дать оценку эффективности функционирования ЗСТ СНГ в связи с ростом совокупного товарооборота стран и влиянием экзогенных факторов.

Стоит упомянуть, что в рамках Договора государства Содружества также взаимодействуют в улучшении социально-экономических составляющих стран, которые непосредственно оказывают влияние на дальнейшее развитие экономической интеграции. В период с 2000 по 2021 годы отмечается увеличение такого важного социально-экономического показателя как валовый внутренний продукт – увеличение на 22 п. п.  Рост оборота сельскохозяйственной продукции за последние десять лет увеличился почти на 60 п. п., перевозка грузов без трубопроводного транспорта – 25 п. п., оборот розничной торговли – 74 п. п., производство продукции промышленности – 40 п. п., инвестиции в основной капитал – 84 п. п.

 

Рисунок 2. Индексы социально-экономических показателей стран СНГ за 2000 2021 годы, %

 

Стоит отметить, что современная зона свободной торговли Содружества Независимых Государств не является этапом на пути к становлению общего рынка СНГ. Сегодняшняя ЗСТ представляет собой отдельный способ международного сотрудничества. Однако, несмотря на ее функционирование, заинтересованным странам Содружества еще предстоит развивать свободную торговлю услугами в рамках данного Договора. Совместное развитие торговли услугами – одно из направлений Стратегического развития стран СНГ на 2030 год.

 

Список литературы:
1. Десять лет Договору о зоне свободной торговли СНГ / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/20870/ (дата обращения: 11.06.2022)
2. Пресс-релизы Статкомитета СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosneft.ru/ (дата обращения: 11.06.2022)
3. Шкваря Л.В. Современное состояние, проблемы и перспективы экономической интеграции в СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studref.com/313626/ekonomika/sovremennoe_sostoyanie_problemy_perspektivy_ekonomicheskoy_integratsii (дата обращения: 10.06.2022)