АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Аннотация. Эта статья направлена на исследование понятия административно-правового статуса и определение его ключевых характеристики.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, правовой статус.
Эта тема актуальна в связи с тем, что сегодня существует насущная потребность в обновлении понятий гражданской службы и гражданских служащих, что позволит более точно определить их функции и роль в государственной системе. Государственная служба — один из ключевых элементов государственного механизма, который обеспечивает выполнение функций государства.
Чтобы приступить к изучению статуса государственных гражданских служащих, сначала нужно определить, что такое гражданская служба. Понятие дано в ст.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, «государственная гражданская служба вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации». [2]
Государственный гражданский служащий представляет собой особый субъект государственных отношений, так как законодатель возлагает на него ответственность за выполнение задач и функций государства на основе служебного контракта, за выполнение которого предусмотрено денежное содержание. [1]
В юридических трудах наиболее часто встречается подход к определению правового статуса государственного гражданского служащего через призму гражданства Российской Федерации, в сочетании с конституционным статусом, статусом работника, регулируемым трудовым законодательством, и административно-правовым статусом согласно Закону о государственной службе.
Можно предположить, что административно-правовой статус отражает ключевые отношения государственного служащего с органами государственного управления, подчёркивая административно-правовую природу его статуса.
Как уже упоминалось, правовое регулирование государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, и Глава 3 этого закона посвящена их административно-правовому статусу.
Важно подчеркнуть, что в названии главы законодатель объединяет понятия правового положения и статуса, указывая на их равнозначность.
Особенности правового статуса следует рассматривать с точки зрения участников публичных правоотношений. Таким образом, чтобы получить статус государственного служащего, во-первых, необходимо приобрести этот статус, поступив на службу и соответствуя определённым требованиям, установленным законодательством. Во-вторых, замещение должности возможно только с учётом ограничений и запретов, действующих для гражданских служащих. [3]
Статус людей, занимающих должности на государственной гражданской службе, включает в себя полномочия, определённые должностными инструкциями, права и обязанности, связанные со статусом, а также ограничения и запреты, установленные законодательством, поскольку они связаны с публичными правовыми отношениями.
Таким образом, согласно нормам Федерального закона «О государственной гражданской службе», среди составляющих правового статуса служащего законодатель выделяет следующие аспекты: права и обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные со службой, а также требования к служебному поведению.
Кроме того, законодатель выделяет и другие дополнительные элементы, такие как: положения об урегулировании конфликта интересов служащих; положения о представлении сведений о доходах и расходах; государственные гарантии на гражданской службе; поощрения и награждения; служебная дисциплина.
В результате можно сделать вывод о том, что законодатель чётко определил основные составляющие правового статуса гражданского служащего, основываясь на общепринятых принципах формирования структуры любого статуса.
Основные элементы структуры статуса в юридической литературе — это права и обязанности, так как они определяют основное содержание правового статуса, а остальные элементы являются дополнительными. Важно отметить, что индивидуальный правовой статус гражданского служащего зависит от занимаемой должности и регламентируется должностным регламентом.