РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE FORMATION OF LEADERSHIP SKILLS OF YOUNGER STUDENTS
Suzanna Kirsh
Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
Anastasia Kargina
Academic Supervisor, PhD, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию лидерских качеств и способностей социального интеллекта, а также их взаимовлияния. Кроме того, рассматривается склонность к лидерству, способность организовывать людей, вести их и мотивировать на достижение поставленных целей, наряду с креативностью и умением работать в команде. В настоящее время проблема эмоционального интеллекта находится в центре внимания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Некоторые ученые утверждают, что эмоциональный интеллект является ключевым фактором, определяющим эффективность лидера и его жизненный успех, превосходящий важность общего интеллекта и специальных знаний.
Abstract. The article is devoted to the consideration of theoretical approaches to understanding social intelligence and leadership skills. Along with creativity, the ability to work in a team, etc., the author notes a tendency to leadership, the ability to organize people, lead them, motivate them to complete tasks. The problem of emotional intelligence is now in the focus of scientific attention of both foreign and domestic scientists. Emotional intelligence, in the understanding of a number of researchers, is a key factor determining the effectiveness of a leader and life success, more significant than general intelligence and special knowledge.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, лидерство, способности, лидерские качества, младшие школьники.
Keywords: intelligence, emotional intelligence, leadership, abilities, leadership skills.
В современном обществе все большую важность приобретает ответственность его членов за свои поступки и решения, а также их активность во взаимодействии с окружающими. Особенно важным это является для тех индивидов, которые занимают лидерские позиции. Для достижения своих целей и удовлетворения потребностей им необходимо учитывать и уважать права других людей. Более того, социум ожидает от своих граждан умения анализировать свои эмоции, понимать эмоции окружающих и применять эту информацию в деятельности. Несомненно, именно развитие эмоционального интеллекта является необходимым условием для достижения этих результатов [3, с. 163].
В современной науке проблемы эмоционального интеллекта исследовались достаточно плотно. Исследователи эмоционального интеллекта, такие как И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Дж. Мейер, А.И. Савенкова, П. Сэловей, О.В. Хухлаева, утверждают, что на физическое, психическое, нравственное и социальное благополучие человека влияет степень сформированности эмоционального интеллекта. Именно данный вид интеллекта способствует установлению положительных отношений, эффективному взаимодействию с другими, успешному решению задач и принятию взвешенных, социально одобряемых решений. Младший школьный возраст, по мнению И.Н. Андреевой, Т.О. Бабаевой, М.И. Грязновой, Л.М. Новиковой, играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта. По мнению данных ученых, потребность в эмоциональном восприятии мира сочетается с активным развитием общего интеллекта ребенка.
Одной из задач воспитания младших школьников Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает развитие понимание и сопереживание к чувствам других людей, а также таких этических чувств, как доброжелательность, эмоционально-нравственной отзывчивость. Успешному обучению в школе способствуют не только освоению знаний, но и развитию эмоциональной сферы ученика, а также его способностей к самоорганизации, саморегуляции и коммуникации. Важно отметить, что авторы образовательного стандарта рекомендуют педагогам активно планировать и поддерживать современное развитие эмоциональной сферы младших школьников [1, с. 204].
Лидерство и эмоциональный интеллект – два активно изучаемых психологических явления последних десятилетий. Способность человека интерпретировать свои собственные эмоции и эмоции других людей и определяется как эмоциональный интеллект. Он позволяет эффективно взаимодействовать в обществе, объединяет способности человека осознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать и предугадывать эмоции других людей [4, с. 283].
Эмоциональный интеллект играет важную роль во многих сферах человеческой жизни. Современному человеку приходится выполнять множество социальных ролей, что требует постоянного общения с окружающими. Зачастую понимание и умение анализировать чужие эмоции позволяет нам действовать более легко и эффективно, поскольку эмоции несут в себе много разнообразной информации. Эмоциональный интеллект помогает нам достигать поставленных целей, а также развивать лидерские качества через взаимодействие с другими людьми. Согласно теории Д. Гоулмана, существует такая часть мозга, которая отвечает за эмоции – миндалевидное тело. Данная мозговая структура влияет на то, как мы выражаем свои эмоции, воспринимаем различные ситуации и затем принимаем рациональные решения. Р. Бар-Он – один из основных исследователей эмоционального интеллекта, внесший существенный вклад в его изучение и предложивший концепцию эмоционального коэффициента (EQ), который, по его мнению, является основным показателем успеха в жизни, вытесняя общий интеллект.
В отечественной психологической науке концепцию эмоционального интеллекта разрабатывал Д.В. Люсин и определил его как способность человека осознавать и контролировать свои и чужие эмоции. По его мнению, эти навыки применяются как по отношению к себе, так и к окружающим. Данный автор в своих исследованиях представил модель эмоционального интеллекта, которая включает межличностный эмоциональный интеллект, который представляет собой интуитивное понимание и управление эмоциями других людей, а внутриличностный эмоциональный интеллект – осознание и контроль своих собственных эмоций.
Современные зарубежные ученые разрабатывают разнообразные программы для развития эмоциональной сферы и межличностного взаимодействия учащихся младших классов. При этом основное внимание уделяется коррекции негативных психологических состояний, таких как страх, агрессия и конфликты. Однако, что касается развития лидерских качеств на основе эмоционального интеллекта, предполагается, что эти психологические навыки будут развиваться самостоятельно естественным путем по мере взросления детей. Расширение межличностного взаимодействия, обучение распознаванию эмоций и учет эмоционального состояния окружающих людей как бы должны способствовать этому процессу. Однако, по нашему мнению, в современном мире, наполненном информационными технологиями и гаджетами, не всегда происходит естественное формирование данных психологических явлений: детям часто трудно общаться друг с другом, они разучились играть в сюжетно-ролевые игры, их эмоциональный мир достаточно беден. Поэтому для формирования лидерских качеств на основе эмоционального интеллекта требуется целенаправленная специальная психолого-педагогическая поддержка [2, с. 34].
В России идея педагогического сопровождения, включая педагогическую поддержку учащихся, была разработана в рамках гуманистической педагогики. О.С. Газман, Х.Х. Михайлова, С.М. Юсфин и другие ученые внесли значительный вклад в это направление. В свете всего вышесказанного, важной задачей является разработка программного продукта по формированию лидерских качеств школьников на основе эмоционального интеллекта.