Статья:

ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(289)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Цечоев М.Г. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 22(289). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/289/151092 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

Цечоев Муса Гириханович
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Костоева Пятимат Магомедовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры Теории и истории государства и права, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

Исторический период появления института гражданства датируется XVII в., когда официальное закрепление получил термин «подданство», т.е. устанавливалось подданство всего населения монарху.

В 1649 г. вступает в силу Соборное уложение, объединяющее, помимо прочего, главу под названием «О посадских людях». Данное положение обуславливало монопольное право, вменяемое исключительно горожанам, на осуществление торговых взаимодействий в рамках городов, т.е. наблюдается закрепление доминирующей позиции данных субъектов по сравнению с крестьянами, поскольку в отношении торговли, крестьяне исходили из разрешения ее осуществления только в специальных торговых рядах. Данный закон закреплял четкое разграничение между городом, с одной стороны, и деревне, с другой, посредством соответствующего прикрепления к первому посадских людей, а ко второй – крестьян. По мнению отдельных исследователей (в частности, Д.Е. Горовцова, а также О.О. Миронова), благодаря нормам Соборного уложения в отечественном государстве возник термин «подданство», суть которого раскрывала принадлежность субъектов к государю [6, c.42]. При этом в рассматриваемом правовом документе отсутствовало разделение между иностранными и отечественными подданными.

Однако, в начале XVIII в. в рамках отечественного внутригосударственного законодательства впервые было зафиксировано вышеуказанное разделение. Кроме того, устанавливались правила обретения отечественного подданства. Как подчеркивает В.М. Гессель, положениями Указа Петра I 1700 г. устанавливалось тождество между «крещением Православныя Христианския веры», с одной стороны, и «выездом на имя Великого Государя в вечное холопство», с другой, т.е обязательным условием обретения российского подданства определялась потребность принятия господствующей религии [4, c54].

В дальнейшем тот же правитель принял Высочайший манифест «О призыве шведов в службу и о позволении им в Российском Государстве, по учинении присяги, селиться, вступать в супружество, приобретать недвижимую собственность, заниматься торговлей и промыслами». Этот документ давал возможность шведам, которые попали в плен, присягнуть на верность отечественному царю, что, в свою очередь, обеспечивало им подданство нашего государства, однако отсутствовала возможность принятия  подданства на постоянной основе. Но в 1747 Сенатский указ «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягнуть на вечное подданство России» в противовес Манифесту, распространял свое действие на всех иностранцев, а также фиксировал возможность обретения постоянного отечественного подданства посредством соответствующей присяги [5, c.41]

Впоследствии, до середины XIX в., преимущественным распространением характеризовался свободный доступ иностранных субъектов к отечественному подданству, обуславливающийся интенсивным желанием руководства страны обеспечить приток иностранных лиц в наше государство. Основная роль в таком стремлении принадлежала экономическим предпосылкам. Как отмечает М.Ю. Ежова, основные причины данного подхода заключались в потребности расширения отечественного государства, увеличения численности населения текущих территорий, поддержания требуемого объема рабочей силы, необходимой для функционирования интенсивно растущего числа фабрик и заводов. При этом с точки зрения отечественного народонаселения, проблемой удовлетворения представленных потребностей выступало крепостное право, резко ограничивавшее возможность расселения крестьян.

Во второй половине XIX в. указанные ограничения были нивелированы посредством отмены соответствующего крепостного права. Таким образом, с 1861 г. активная потребность в иностранных гражданах начала существенно сокращаться. Спустя три года произошла разработка и закрепление Закона «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства». Согласно положениям этого правового документа 1864 г., между правами урожденных отечественных подданных, с одной стороны, и натурализованных иностранцев, с другой, был закреплен знак равенства.

Следующий период значительных изменений внутригосударственного отечественного законодательства, регламентирующего аспекты гражданства, связан с советской властью. Первый законодательный акт, сформулированный и закрепленный новой властью, представляет собой декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г., он фиксировал единое наименование отечественного населения, которые с этого времени признавались гражданами Российской Республики. Одновременно отменялись существовавшие в имперский период сословия, титулы и пр. Рассматриваемый акт закрепил законодательно правовое равенство таких граждан, а также отменил общественно-политическую дифференциацию отечественного общества.

Впоследствии вопросы гражданства на его территории стали регламентироваться «Положением о союзном гражданстве» от 29 октября 1924 г. Согласно обозначенному документу, гражданам СССР определялось единое гражданство. В 1938 г. был принят Закон «О гражданстве СССР»,  он стал первым документом, законодательно зафиксировавшим понятие «советское гражданство

В 1978 году был сформулирован новый Закон «О гражданстве». Он закреплял существенный принцип, предусматривающий неотъемлемую защиту советским публично-властным субъектом всех своим граждан, которые пребывают вне непосредственной советской территории, а равно невозможность экстрадиции собственных граждан.

Следующим этапом, обусловившим изменение законодательных норм, касающихся аспектов гражданства, считается становление Российской Федерации как самостоятельного государства [3, c. 67-70]. Первый закон новой России о гражданстве был принят в 1991 г. Законом РФ № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. была закреплена легальная дефиниция гражданства, данный правовой документ отнес к категории российских граждан всех субъектов, выразивших соответствующее желание и являющихся гражданами бывшего РСФСР. Также фиксацию получил принцип двойного гражданства, внесенный в нормы данного акта.

В 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ [2]. Данный существенно отличается от своего предшественника. Наиболее принципиальным положительным моментом действующего Закона о гражданстве представляется достижение соответствия внутригосударственного законодательства с нормами международных соглашений РФ, также документ отличается более широким понятийным аппаратом, включающим термины «иностранный гражданин», «лицо без гражданства». Следующей главой в развитии института гражданства служит новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ[1]. В данном документе претерпели изменения пункты связанные с приобретение российского гражданства иностранным гражданином, теперь помимо знания русского языка, необходимы будут познания в истории России и знания в области российского законодательства. Также претерпел изменения список лиц имеющих право на получение гражданства в упрощенном порядке. Также сократились сроки принятия решения по вопросам гражданства, теперь максимальный срок составляет до трех месяцев.

Таким образом мы можем выделить позитивную динамику развития не только института гражданства, но и всего государства.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023 г.) // Российская газета. 3 мая 2023 года. № 95.
2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (признан утратившим силу с 26 октября 2023г.) // СЗ РФ. 2003.  № 22.  ст. 2031.
3. Евтушенко, В.И. Институт подданства и гражданства в России: историко-правовые параллели / В.И. Евтушенко // Государство созидающее: правовые ресурсы формирования: сборник трудов научной конференции. Ежова М.Ю. История становления института гражданства Российской Федерации / М.Ю. Ежова // Znanstvena Misel. 2018. № 6 (10). С. 59. Белгород: НИУ БелГУ, 2018. С. 67-70.
4. Изотова, Е.Н. Институт гражданства РФ: особенности становления, правовое регулирование: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2015.  с. 54.
5. Макарова, Н.С. История развития института гражданства в России / Н.С. Макарова // Юридический факт. 2021. - № 156. с. 41.
6. Миронов, О.О. Гражданин России: историко-правовой очерк / О.О. Миронов, Д.Е. Горовцов. М.: Б. и., 1997. с. 42.