Статья:

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(274)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Волкова А.В., Волков Д.А. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 7(274). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/274/145196 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Волкова Александра Викторовна
магистрант, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный социально-гуманитарный университет, РФ, г. о. Коломна
Волков Дмитрий Александрович
магистрант, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», РФ, г.о. Коломна

 

Среди детерминантов развития профессиональной компетентности особую роль играют условия образовательной среды и, в частности, ее инновационный характер. В настоящее время основными инновационными характеристиками образования являются компетентностный подход, персонифицированность, цифровая образовательная среда. Исходя из обозначенных характеристик, формируется совокупность компетентностей педагога, способствующих достижению стратегической цели в образовании и приоритетных задач [3, с. 17].

В условиях активного развития цифровых технологий в образовании актуализируются три группы ролевых позиций, обеспечивающих различные уровни взаимодействия в цифровом образовательном процессе:

— педагог (специалист) — обучающийся (группа обучающихся): организатор и мотиватор учения, тренер, игротехник, специалист по проектной деятельности, разработчик образовательных траекторий, менеджер индивидуальных образовательных маршрутов и др.;

— педагог (специалист) — цифровые технологии и средства — обучающийся (группа обучающихся): методист-разработчик сценария онлайн-курсов, метаметодист онлайн курсов, специалист по методической поддержке онлайн-курсов, сетевой педагог-куратор, разработчик среды для командной проектной работы, модератор социально-образовательных сетей, инструктор по Интернет-навигации, аналитик-корректор цифрового следа, веб-психолог и др.;

— специалист — цифровые технологии и средства: оператор-монтажёр обучающих видеороликов, куратор контента, методист-архитектор цифровых средств обучения, разработчик образовательных платформ и цифровых сред, специалист по экспертизе электронных образовательных ресурсов и т.д.

Различные ролевые позиции современного учителя могут комбинироваться, расширяя и трансформируя традиционное содержание профессиональной деятельности педагога и создавая новые профессии, востребованные цифровым образовательным процессом.

Современный учитель должен уметь сочетать в себе при сохранении традиционной роли преподавателя и новые, отвечающие на современные запросы: модератор, разработчик образовательных траекторий, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состоянием сознания. При этом в цифровом образовании всё более востребованными становятся именно мультипрофильные профессионалы, имеющие опыт участия в проектах и ведущих активную деятельность с использованием цифровых технологий в разных ролевых исполнениях [1, с. 80-82].

Перед учителем встает задача предотвращения рисков цифровизации, таких как: угроза раннего формирования технократического типа мышления и связанные с этим сложности социализации; опасность замещения обычной реальности виртуальной в сознании школьников; когнитивный диссонанс, вызванный необходимостью свободного либо вынужденного погружения в большие объемы информации; неравенство доступа к цифровым ресурсам у различных категорий обучающихся; снижение уровня социального и эмоционального интеллекта; опасность утраты индивидуальности в силу продолжительного общения в социальных сетях; снижение мотивации к отдельным видам деятельности – коммуникативной, учебно-познавательной, физической активности; снижение потребности в самостоятельном овладении знаниями и управлении ими и т.д. Для предотвращения подобных рисков применяются различные методы, в частности мотивирование преподавателей к оперативному освоению информационных и телекоммуникационных технологий; становление новых норм этикета образовательной коммуникации в процессе общения в цифровой среде; оптимальное разрешение внезапно возникающих технических и организационных проблем; преодоление инертности мышления педагогов, приверженных традиционным формам обучения и не готовых к удаленным коммуникациям; тщательный анализ педагогами негативного опыта применения цифровых технологий в учебном процессе; системный научно-обоснованный выбор технологий; своевременное и качественное решение методологических проблем и др.

В начале 2022 года только 37% учителей признались, что практически не пользуются технологичными решениями каждый день. То есть, частота использования диджитал-инструментов даже после пандемии осталась на том же уровне — в ее разгар ежедневно цифровые решения использовали 60-65% преподавателей. Важность цифровых компетенций вышла на федеральный уровень — в изменениях ФГОС, вступающих в силу с 1 сентября 2022 года, целый блок уделяется развитию цифровых компетенций у обучающихся и использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе [4].

Цифровое образование порождает и ряд проблем в деятельности педагога:

— недостаточная теоретическая и практическая готовность педагогов к применению в образовательном процессе цифровых ресурсов и цифровых технологий, в том числе при организации онлайн обучения;

— недостаточная методическая поддержка практической направленности в общеобразовательных учреждениях по использованию педагогами новых цифровых ресурсов и образовательных технологий.

Одним из путей решения выявленных проблем нам видится создание на базе образовательных учреждениях методических площадок по освоению педагогами цифровых образовательных ресурсов и цифровых технологии [2, с. 30].

Итак, стремительно развивающиеся процессы цифровизации образования значительно расширяют ресурсы реализации профессиональной позиции современного педагога, рассматривая ее как готовность к решению актуальных разнообразных профессионально-педагогических задач с полным осознанием личной ответственности за результаты своей деятельности в условиях нацеленности на профессиональную успешность и непрерывность самосовершенствования. Сегодня «цифровой» педагогический работник («киберпедагог»)— самостоятельная и творчески мыслящая личность с опытом разнообразной деятельности, способствующей минимизации риска стагнации профессионального саморазвития. Многообразие функций педагога в цифровую эпоху обусловливает структурную и организационную сложность педагогической деятельности. Роль учителя смещается в сторону модератора учебного процесса, в отличие от традиционной системы, где преподаватель является главным источником и носителем знаний.

 

Список литературы:
1. Колыхматов В.И. Профессиональное развитие педагога в услови-ях цифровизации образования: учеб-метод. пособие – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 135 с.
2. Синебрюхова В.Л. Применение цифровых образовательных ре-сурсов и технологий в профессиональной деятельности педагогов: проблемы и пути решения. Казанский педагогический журнал №6,2021. 27-33 с.
3. Цифровые трансформации в образовании. Технологии, коммуни-кации, решения: монография / под общ.ред. научного совета ГНИИ "Нацразвитие". – СПб.: ГНИИ "Нацразвитие", 2023. – 80 с.
4. Долой рутину: как технологии экономят время современного учителя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.techinsider.ru/technologies/1548539-doloy-rutinu-kak-tehnologii-ekonomyat-vremya-sovremennogo-uchitelya/ (дата обращения: 21.02.2024).