Статья:

МОЛОДЁЖЬ КАК ДИНАМИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Гумеров И.И., Попова А.В. МОЛОДЁЖЬ КАК ДИНАМИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(26).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 118 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОЛОДЁЖЬ КАК ДИНАМИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Гумеров Ильназ Ильсурович
студент 2 курса СТПТ, РФ, г. Самара
Попова Анастасия Вячеславовна
студент 4 курса СамГУПС, кафедры Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте, АТС, Факультет СОДП, РФ, г. Самара
Попова Светлана Владимировна
научный руководитель, преподаватель математики высшей категории СТПТ, РФ, г. Самара
Ахмадуллин Фанис Ринатович

 

В представленной работе не делается глубокий научный анализ такой проблемы, как социальная мобильность молодёжи. Авторы сделали попытку сконцентрировать внимание слушателей на понятии «социальная мобильность молодёжи» и описать основные её направления развития и факторы, тормозящие этот процесс.

За период экономических реформ в России изменилась сфера социальной структуры, произошли видоизменения социальных статусов и ролей. Особенно в молодёжной среде стало заметно проявляться разительное неравенство различных слоёв населения. Проблема социальной мобильности молодёжи затрагивает интересы не только отдельных личностей или небольших групп, она должна весьма всесторонне и глубоко изучаться, чтобы впоследствии можно было составить определённый прогноз о масштабности и интенсивности возможных изменений, влияющих на социальную систему в целом. В своём исследовании П.Е. Сушко отмечает, что современным социологам важно понять, «как и почему молодой человек использует или игнорирует возникающие перед ним жизненные возможности, какое содержание он вкладывает в понятие жизненный успех, по каким критериям оценивает собственное социальное положение, какие ценностные и профессиональные установки имеют для него приоритетное значение» [2].

Жизнь человека делится на несколько этапов: младенчество, детство, молодость, средний возраст, пожилой возраст и старость. Возрастом молодёжи считается период с 16 до 25—30 лет. Согласно государственным социальным программам (ипотека для молодой семьи и т. д.) в России верхней границей возраста молодёжи определён 35 лет.

Молодёжь является наиболее активной и мобильной социальной группой, так как они чаще всего сталкиваются с рядом трудностей, которые могут быть вызваны социальной неопределённостью, нестабильностью и непредсказуемостью при выборе дальнейшего пути и способов вхождения молодых людей в различные «ячейки» социальной структуры и интеграции с ними.

На наш взгляд, первоначально, для более полного раскрытия темы нашей работы, необходимо выделить наиболее негативные, влияющие на молодёжь социальные факторы, которые тормозят развитие этой группы: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, стремление к самоубийству. Современные молодые люди зачастую стремятся уйти от реальных проблем в иллюзорный, призрачный мир при помощи алкоголя и наркомании. Они занимают «позицию страуса»: если я не вижу проблемы, значит её уже и нет. Сложнейшая проблема наркомании среди молодых людей порождает проблемы дезорганизации и деградации молодёжи. Наркомания давно является главнейшей угрозой для общества. По мнению психологов, рост численности наркоманов происходит в результате конфликта личности и общества, который особенно обостряется и проявляется в кризисе социализации. Падает количество рабочих мест на промышленных предприятиях и в сельской местности, которые ранее занимала молодёжь. Зато занятость молодых людей в непроизводственной сфере растёт с каждым годом. Эта ситуация характеризуется нежеланием молодых людей не просто работать хорошо и качественно, зачастую у них отсутствует стремление учиться и получить профессию, нет желания к профессиональному росту и в построении собственной карьеры.

В сельской местности численность работающей молодёжи так же быстро сокращается, так как молодые парни и девушки охотнее предпочитают трудиться на городских промышленных предприятиях и в организациях, а не в сфере сельского хозяйства. Это связано с тем, что сельская молодёжь имеет различные стартовые условия для жизни, на это влияет доступность получения образования и отдалённость села от школы (училища, техникума, вуза) от состояния социальной и производственной сфер села.

В последние десятилетия очень модно стало заниматься торговлей. Психологи пытаются предупредить, что в период рыночных экспериментов и экономических кризисов над обществом возникла опасность появления «потерянного поколения». Ситуация усугубляется тем, что попытки государства расширить социальную базу для групп риска способны привести к противоположному от цели эффекту: росту инфантильности среди молодых людей, криминализации и возрастанию уровня насилия. Возрастает количество людей не желающих работать, но желающих иметь при этом высокие доходы. Среди молодых людей укореняется новая зависимость — кредитомания. Такой тип людей любят тратить ещё не заработанные ими деньги и чтобы покрыть прежние кредиты, набирают новые под высокие проценты. В результате долговая яма может привести их к суициду.

Не смотря на все реформы в сфере образования, уровень и качество образованности в России по сравнению с показателями других европейских стран в последние годы резко падает. Ситуация становится крайне тревожной. Это связано с нарастающим падением престижа общего и профессионально-технического образования, увеличение числа молодёжи, начинающей свою трудовую деятельность, имея низкую ступень образования и нежелающей продолжать обучение. Приведем в качестве примера ответ респондента на вопрос о желании получить престижное образование: «После 9-го класса поступил в ПТУ на сварщика, настоящая мужская профессия, чтоб искры летели. … Да и сварщик всегда спросом пользовался, вот и пошёл туда … Другого мне не нужно! Нет смысла что-то менять, лишняя суета мне не нужна!».

Немаловажной причиной снижения желания получения образования у части молодых людей также является неподготовленность кадров в высшей и средней профессиональной школе в работе в новых условиях. Молодые преподаватели имеют недостаточный уровень знаний, а старый профессорский состав не способен в полной мере использовать инновационные технологии и ИКТ. Значительная часть молодёжи стремится получить высшее образование ради «галочки», а какое оно по своей сути и качеству, им не интересно. С начала 90-х годов происходит снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки. Происходит отток учёных, одарённых юношей и девушек из страны.

На социальную мобильность имеют влияние общие факторы: пол, возраст, уровень рождаемости и уровень смертности, регион проживания, плотность населения, специфика и особенности рынка труда, наличие семьи и её благосостояние, религия, национальность. Например, мужчины и молодые девушки более мобильны, чем женщины и старики.

Но не менее важную роль на формирование социальной позиции каждого человека играет его мотивация реализовывать свои жизненные планы. По мнению российского учёного И.Г. Дубова, основными мотивами человека, имеющими влияние на его социальную мобильность, являются:

  • многочисленные мотивы, имеющие отношение к характеру, способностям, физическим, интеллектуальным и другим качествам;
  • мотивы саморазвития и самореализации;
  • мотивы общения;
  • мотивация профессиональной, учебной, трудовой деятельности;
  • познавательные мотивы;
  • стремление к приобретению разного рода материальных ценностей и благ;
  • стремление к отдыху и развлечениям;
  • трансцендентальные мотивы, имеющие отношение к религии, поиску смысла существования и т. п. [1].

Социальную мобильность, как и любой другой вид мобильности, можно разделить на вертикальную и горизонтальную.

Примером горизонтальной мобильности может являться перемещение человека из одного гражданства в другое, из православной в католическую религиозную группу, из одной семьи в другую, из одной профессии в другую, при этом при выборе более престижной профессии может быть изменён собственный статус в обществе.

Вертикальная мобильность бывает двух типов: нисходящая (сверху вниз) и восходящая (снизу вверх). При нисходящей вертикальной мобильности происходит изменение положения человека, который вызывает понижение его статуса. Например, увольнение, снятие с должности, сокращение. В результате по цепочке возможно понижение общего уровня жизни человека: потеря работы — новая должность с более низкой заработной платой — финансовый кризис — проблемы в семье-развод-одиночество-алкоголизм. Хотя, к счастью, этот алгоритм не всегда срабатывает и некоторые молодые люди обладают таким целеустремлённым характером, что неудачная попытка может наоборот их подстегнуть к наиболее эффективным действиям при достижении своей цели и желаемого жизненного статуса.

Вертикальная мобильность в свою очередь подразделяется на индивидуальную и групповую. При индивидуальной мобильности перемещение индивида происходит независимо от других людей, а при групповой мобильности перемещение происходит в коллективной форме. Например, при социальной революции свергается старый господствующий класс и уступает свои позиции новому господствующему классу.

Индивидуальная социальная мобильность проявляется в изменении образа жизни человека; в развитии типичного статусного поведения; в изменении социального окружения; брак с представителем более высокого статусного слоя; повышение образования.

На наш взгляд, молодой человек будет считаться социально мобильным, если его качества будут соответствовать следующим характеристикам:

  1. открытость к внутренним экспериментам, желание изучать инновационные технологии;
  2. иметь собственное мнение по каждому вопросу;
  3. ориентировать свою жизнь на будущее, а не на прошлое, уметь делать выводы и анализировать свои ошибки;
  4. адаптироваться к изменяющимся социальным условиям;
  5. иметь внутренний контроль своей жизни и своих поступков;
  6. готовность к любым видам мобильности;
  7. иметь стремление к получению достойного образования;
  8. уважать достоинства других людей, быть толерантным к людям, имеющим более низкий социальный статус.

По имеющимся у молодо человека характеристикам или некоторым из них, можно уже определить, какие потребности преобладают, каким набором ценностей обладает молодой человек, настроен ли он на успех и мобилен ли по своей натуре.

Например, обучающийся, поступивший в этом году в профессиональное высшее или среднее учебное заведение, находится в статусе первокурсника. После успешной сдачи сессии, он уже будет в статусе студента второго курса обучения. После вручения диплома о профессиональном образовании, статус студента существенно изменится — студент станет выпускником, квалифицированным специалистом, к которому работодатель уже предъявляет совершенно другие требования и предлагает соответствующую более высокую заработную плату. Чем престижнее полученное образование, и чем большим багажом знаний обладает выпускник, тем больше у него шансов построить свою профессиональную карьеру.

Начав работать и набирая опыт, выпускник уже способен профессионально расти, повышая свой квалификационный уровень. Хотя среди молодых людей сейчас становится популярным «зигзаг» — осуществление передвижения одновременно и по горизонтали, и по вертикали (американский социальный тип мобильности), перейдя на другое место работ с повышением в должности или переехав в другую местность, заняв более высокое положение в обществе.

 

Список литературы:

  1. Дубов И.Г. Социально-психологические аспекты активности. — М.; СПб., 2012. С. 57.
  2. Сушко П.Е. Стиль жизни как фактор социальной мобильности сельской молодёжи // Вестник РУДН. Серия Социология. № 3. 2013.