ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «КОРРУПЦИЯ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(253)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(253)
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «КОРРУПЦИЯ»
Публичная власть, в полной, как представляется, мере осознавая значение такой разрушительной силы, как коррупция, определяет коррупционные процессы в качестве одной из угроз национальной безопасности: искоренение коррупции было признано национальным интересом Российской Федерации и одновременно – целью обеспечения национальной безопасности (п.п. 25 и 46 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5], а предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, снижение уровня коррупции в предпринимательстве – задачами государственной политики, в том числе - внешнеполитическими (п.п. 47, 67 и 101 названной Стратегии).
Для достижения этих задач в августе 2021 г. был принят и ныне действует Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы [6].
Однако решение основополагающих задачи сталкивается с целым рядом сугубо нормативных трудностей, которые начинаются с самого определения понятия коррупции.
В ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» [4] коррупция определяется через перечень образующих ее противоправных деяний, к каковым относятся: злоупотребление служебным положением; дача взятки; получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп и др.
Ученые подвергли критике законодательную формулировку.
На это имеются следующие основания:
1) Законодателем не приведен исчерпывающий перечень коррупционных преступлений;
2) явление коррупции законодатель свел до уровня должностного/служебного преступления;
3) отсутствует указание на коррупционный признак;
4) явление коррупции охватывает не только уголовные деяния, но и иные правонарушения (административные, гражданско-правовые деликты и т. д.), что не нашло отражения в определении.
Для выявления всех признаков коррупции важно, что коррупционный конфликт возникает, как минимум, при двух условиях:
Во-первых, представляемый интерес является публичным, т.е. интересом публичной власти: государства или муниципального образования.
Во-вторых, лицо, представляющее публичный интерес, определяется поэтому как публичное лицо или публичное должностное лицо, т.е. лицо, облеченное публичными полномочиями [10, с.199].
Учитывая современное состояние общественной жизни, уровень средств массовой информации, на практике отмечается следующая ситуация, когда фактически государственными и муниципальными служащими совершаются коррупционные деяния, при этом ряд стран не рассматривает необходимость внесения понятия коррупции в свои нормативные акты, что вероятно всего стоит признать пробелом.
На данные момент в контексте сказанного чаще встречаются категории социологии и политики, а не права, что как минимум не совсем уместно, учитывая уровень проблемы.
В качестве примера вышесказанного, можно отметить уголовное законодательство Франции [1], ФРГ [2], Японии [3], которое как раз не содержит определения термина «коррупция».
При этом, например, статья 382 Уголовного Кодекса КНР от 1 октября 1997 года (глава 8) содержит довольно четкое понятие, которое определяет суть коррупции: «коррупция — это присвоение, хищение, получение мошенническим путём и другими способами общественного имущества государственными служащими (а также лицами, которым поручено управление и хозяйственное распоряжение государственным имуществом) с использованием своих служебных преимуществ».
На сегодняшний день наблюдается отсутствие законодательного определения коррупции в законодательстве многих стран и значительное различие формулировок термина «коррупция» на международном уровне [12, с. 199].
Изучая выявленную проблематику антикоррупционного законодательства, а также принимая во внимание, что в большинстве научных источников, наиболее часто обсуждаемым и дискуссионным вопросом выступает теоретическое понятие коррупции.
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о существовании множества довольно разнообразных точек зрения относительно ее определения. В первую очередь, такое многообразие связано с достаточно широкой дифференциацией проявлений коррупции в современном мире, причем не только в государственном секторе, но и в частном.
Так. Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет коррупцию как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [8. С. 511].
Необходимо отметить, что в ряде работ современных авторов юридической науки существуют различные подходы к определению понятия «коррупция».
Впервые термин «коррупция» в 1913 г. ввел в А.Я.Эстрин в работе «Взяточничество», в которой определил ее как подкупаемость и продажность чиновников, должностных лиц, общественных и политических деятелей [13, 28].
По мнению Н.В. Тогонидзе, коррупция - это социальное явление, которое выражается в применении работниками государственных органов служебного положения с целью получения неправомерных, личных выгод имущественного либо материального характера [11, с. 104].
Вместе с тем «коррупция» не уголовно-правовое понятие, так как установленные в УК РФ формы коррупции (представленные в различных (разнородных) составах преступлений) не являются исчерпывающими и достаточными, отражающими содержание этого негативного явления ввиду существования и иных видов коррупционных деяний, которые не закреплены в уголовном законодательстве.
По справедливому замечанию Л.М. Прозументова, «криминализировать все многообразие имеющихся в жизни форм коррупционного поведения просто невозможно», так как, «являясь по своей сути социальным явлением, коррупция может быть реализована в многочисленных формах, причем необязательно в тех, которые содержат уголовно-правовой запрет» [9, с. 4].
Многие ученые разделяют понятие политической коррупции и коммерческого взяточничества.
Однако привести перечень видов деятельности, которые можно назвать коррупционными, практически невозможно [7, с.63].
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ввиду многоаспектности и сложности осмысления феномена коррупции ее универсальное определение отсутствует.
Представляется, что оно может стать результатом сложного эволюционного процесса.
В этой связи представляется, что наиболее емко о понятии «коррупция» можно сказать следующее: «коррупция понимается исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм».
Данное определение допустимо для общего теоретического понимания.