ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF STATE ADMINISTRATION BODIES
Yuliya Goyko
Master student, Institute of Public Administration and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Olga Doronina
Scientific director, Associate Professor of the Department of State Studies, Faculty of State and Municipal Administration, IGSU RANEPA, PhD in Law, Associate Professor Institute of Public Administration and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration Under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. Российскому Правительству отводится большое значение среди органов исполнительной власти нашего государства. Проанализировав основные положения Конституции России, а также нормы ФКЗ № 4 «О Правительстве Российской Федерации», автор настоящей статьи выявляет основные особенности положения Правительства РФ в системе органов государственной власти. В заключении статьи анализируются последние изменения законодательства в отношении новых и уточненных компетенций Правительства России.
Abstract. The Russian Government is given great importance among the executive authorities of our state. After analyzing the main provisions of the Constitution of Russia, as well as the norms of the Federal Law No. 4 "On the Government of the Russian Federation", the author of this article identifies the main features of the position of the Government of the Russian Federation in the system of state authorities. In conclusion, the article analyzes the latest changes in legislation regarding new and updated competencies of the Government of Russia.
Ключевые слова: государственное управление, исполнительная власть, орган государственной власти, Правительство Российской Федерации, компетенция Правительства РФ.
Keywords: public administration, executive power, state authority, Government of the Russian Federation, competence of the Government of the Russian Federation.
В 2020 году были внесены существенные поправки в конституционное законодательство нашей страны. Одним из основных нововведений является появление института публичной власти. При этом, изменения коснулись положений органов исполнительной власти и Правительства России, в частности, его некоторых компетенций. В данной связи, цель настоящей статьи заключается в комплексном теоретико-правовом анализе положения российского Правительства в системе органов государственного управления, с учетом современного законодательства.
На основании положений Конституции РФ, Правительство является представителем исполнительной власти (ст. 110) [1]. В соответствии с Основным законом, основной целью Правительства РФ является руководство за направлением деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся вне подчинения Президенту РФ. Таким образом, Правительство России реализует государственную политику в экономической, культурной, образовательной, экологической областях, а также в области социального обеспечения и здравоохранения. Непосредственная характеристика Правительства РФ, как коллегиального органа, состоит в том, что он подчиняется Президенту России.
При этом, ст. 114 Конституции РФ определяет функции Правительства в сфере общественной жизни. Данные компетенции устанавливаются в различных формах (например, реализуются посредством разработки, обеспечения, осуществления, содействия, создания и т.п.).
Следует также отметить, что нормы ФКЗ № 4 «О Правительстве Российской Федерации» от 06.11.2020 года [2], устанавливают политико-правовую связь Правительства с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приведенный закон о Правительстве устанавливает, что деятельность данного органа направлена: на обеспечение взаимодействия, единства и координации органов системы исполнительной власти; на осуществление контроля за деятельностью данных органов; на устранение возникших разногласий. При этом, руководствуясь определенными соглашениями, Правительство может передавать органам исполнительной власти субъектов России часть полномочий и принимать на осуществление их полномочия соответственно.
ФКЗ № 4 «О Правительстве Российской Федерации» также закрепляет ряд полномочий данного публичного органа, направленные на поддержку гражданского общества. В данном направлении поддержку получают некоммерческие неправительственные компании по развитию социально-значимых проектов, проектов по защите прав и свобод граждан. Также Правительством РФ поддерживается деятельность на добровольных началах (волонтерство), благодаря которой решаются значимые социальные задачи и развивается дело мира. Кроме того, благодаря компетенции Правительства развивается предпринимательство и частная инициатива, через реализацию целей и задач, поставленных Президентов РФ.
Существует и определенная правовая связь между Правительством РФ и органами местного самоуправления, которая детализируется в современном законодательстве. К примеру, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ [3] устанавливает возможность органов государственной власти участвовать в процессе решения вопросов местного самоуправления. В рамках названного закона предусмотрено и делегирование отдельных государственных полномочий на местах. В данной ситуации финансирование реализации государственных функций осуществляется из средств государственного бюджета, или из бюджета субъектов РФ, через предоставление местному бюджету субвенций. При этом, программу совместных мероприятий и ее финансирование составляют федеральное Правительство РФ и Правительство субъектов [4, с. 120].
Следует отметить, что на Правительство РФ перечень прав и обязанностей устанавливают многие действующие нормативные-правовые акты. Например, Правительство наделено полномочием о возможности внесения главе государства предложений о том, чтобы приостановить действие акта органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае, если данный акт не соответствует Основному закону, международному договору, либо иному федеральному закону. При этом, каждый год Правительству РФ необходимо предоставлять отчет Парламенту РФ о результатах и итогах своей деятельности [5, с. 48], что также свидетельствует о взаимодействии данных органов государственного управления.
Правительство РФ – это также один из субъектов по законодательной инициативе. Государственной Думой Российской Федерации рассматриваются и обсуждаются проекты федеральных законов, которые, в свою очередь, разрабатываются Правительством. Так, на конституционном уровне разработка федерального бюджета как социально-значимого проекта федерального закона возложена на Правительство РФ.
Таким образом, поправки в Конституции РФ привнесли ряд изменений в отношении положения Правительства РФ в системе государственных органов. Неизменным остается факт, что российское Правительство – это главный инструмент, участвующий в процессе управления государством. В результате постоянных изменений, как экономических, так и общественных, на Правительство РФ накладывается ряд новых обязанностей, основная сложность при этом, заключается в том, что не всегда имеется потенциал и ресурсы для должного управления.
Проанализировав систему государственного управления в нашей стране, можно заключить, что Правительству РФ в ней отводятся разные роли. Прежде всего, российское Правительство – это орган, осуществляющий контроль и регулирование за исполнительной властью в социально-экономической сфере. Также Правительство является посредником, с помощью которого происходит взаимодействие с системой федеральных органов исполнительной власти РФ. И третья роль заключается в том, что Правительство РФ – это непосредственный субъект в области управления за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.