ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)
ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
Охрана лесов – комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и других действий, причиняющих вред лесу.
Защита лесов – система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды. Защита лесов включает комплекс организационных, правовых и других мер, в частности:
– организацию авиационной охраны лесов;
– проведение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах, профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса, и борьбе с ними;
– осуществление противопожарного и санитарного благоустройства лесов;
– своевременную ликвидацию очагов возгорания леса;
– ограничение пребывания граждан в лесах и осуществления лесопользования в период высокой пожарной опасности, а также при проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса с использованием химических, биологических и иных средств;
– осуществление работ в лесу способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда;
– предоставление лесопользователями своевременной информации юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса [1, c. 318].
В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Республики Беларусь все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней [2]. Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного вредного воздействия. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.
Осуществление комплекса мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с вредителями и болезнями леса обеспечивают Совет Министров - Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Минлесхоз и его территориальные органы в соответствии с Лесным кодексом и иными нормативными правовыми актами.
Для обеспечения охраны и защиты лесов, животного мира, осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов создается государственная лесная охрана Республики Беларусь в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, а также организуется авиационная охрана, осуществляемая специализированными подразделениями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Перечень должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, определен Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» [4].
Глава 23 Лесного кодекса определяет задачи, права, обязанности государственной лесной охраны. Так, в соответствии со статьей 82, задачами государственной лесной охраны Республики Беларусь являются:
– обеспечение охраны и защиты лесов, в том числе животного мира;
– осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов [2].
В числе других мер правовая охрана и защита лесов занимает важное место и представляет собой совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, направленные на сохранение, восстановление и улучшение состояния лесных ресурсов [3, c. 160].
В Лесном кодексе закреплены обязанности местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, юридических и физических лиц по предотвращению вредного воздействия на состояние лесов, лесопользователей по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса и охране лесов от пожаров [2].
Особое значение в лесном законодательстве придается предупредительным мерам, способным предотвратить причинение вреда лесному хозяйству. В частности, лесопользователи, местные Советы депутатов, юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны принимать меры по предупреждению и распространению лесных пожаров, по профилактике возникновения и размножения вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости леса.
В практике лесного законодательства широко используются запретительные меры. Запрещается:
– самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на лесных землях лесного фонда;
– самовольный сбор дикорастущих плодов, ягод и т. п. на определенных участках;
– уничтожение или повреждение ограничительных, лесоустроительных и других знаков в лесах;
– уничтожение полезной для леса флоры, фауны и т. д.
На сохранение и улучшение состояния лесных ресурсов положительное влияние оказывают восстановительные меры. Так, в соответствии со статьей 70 Лесного кодекса Республики Беларусь юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и лесопользователи обязаны осуществлять мероприятия по повышению продуктивности и качества лесов, направленные на осуществление системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования лесосеменной базы на селекционно-генетической основе [2].
Кроме того, в целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осуществляться мероприятия по улучшению возрастного состава лесов, в том числе по предотвращению накопления перестойных насаждений, а также по повышению плодородия почв и другие работы, способствующие повышению продуктивности лесов.
Правовые средства включают в себя значительное количество мер карательного характера, связанные с административно-правовым воздействием, уголовно-правовым наказанием виновных, и другие меры юридической ответственности.