Статья:

ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Стефашина П.С., Толстик М.И. ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128717 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Стефашина Полина Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Толстик Макcим Игоревич
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Станишевская Людмила Петровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Охрана лесов – комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и других действий, причиняющих вред лесу.

Защита лесов – система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды. Защита лесов включает комплекс организационных, правовых и других мер, в частности:

– организацию авиационной охраны лесов;

– проведение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах, профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса, и борьбе с ними;

– осуществление противопожарного и санитарного благоустройства лесов;

– своевременную ликвидацию очагов возгорания леса;

– ограничение пребывания граждан в лесах и осуществления лесопользования в период высокой пожарной опасности, а также при проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса с использованием химических, биологических и иных средств;

– осуществление работ в лесу способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда;

– предоставление лесопользователями своевременной информации юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса [1, c. 318].

В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Республики Беларусь все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней [2]. Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного вредного воздействия. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.

Осуществление комплекса мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с вредителями и болезнями леса обеспечивают Совет Министров - Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Минлесхоз и его территориальные органы в соответствии с Лесным кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Для обеспечения охраны и защиты лесов, животного мира, осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов создается государственная лесная охрана Республики Беларусь в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, а также организуется авиационная охрана, осуществляемая специализированными подразделениями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Перечень должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, определен Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» [4].

Глава 23 Лесного кодекса определяет задачи, права, обязанности государственной лесной охраны. Так, в соответствии со статьей 82, задачами государственной лесной охраны Республики Беларусь являются:

– обеспечение охраны и защиты лесов, в том числе животного мира;

– осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов [2].

В числе других мер правовая охрана и защита лесов занимает важное место и представляет собой совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, направленные на сохранение, восстановление и улучшение состояния лесных ресурсов [3, c. 160].

В Лесном кодексе закреплены обязанности местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, юридических и физических лиц по предотвращению вредного воздействия на состояние лесов, лесопользователей по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса и охране лесов от пожаров [2].

Особое значение в лесном законодательстве придается предупредительным мерам, способным предотвратить причинение вреда лесному хозяйству. В частности, лесопользователи, местные Советы депутатов, юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны принимать меры по предупреждению и распространению лесных пожаров, по профилактике возникновения и размножения вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости леса.

В практике лесного законодательства широко используются запретительные меры. Запрещается:

– самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на лесных землях лесного фонда;

– самовольный сбор дикорастущих плодов, ягод и т. п. на определенных участках;

– уничтожение или повреждение ограничительных, лесоустроительных и других знаков в лесах;

– уничтожение полезной для леса флоры, фауны и т. д.

На сохранение и улучшение состояния лесных ресурсов положительное влияние оказывают восстановительные меры. Так, в соответствии со статьей 70 Лесного кодекса Республики Беларусь юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и лесопользователи обязаны осуществлять мероприятия по повышению продуктивности и качества лесов, направленные на осуществление системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования лесосеменной базы на селекционно-генетической основе [2].

Кроме того, в целях улучшения качественного состава лесов должны проводиться рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений, осуществляться мероприятия по улучшению возрастного состава лесов, в том числе по предотвращению накопления перестойных насаждений, а также по повышению плодородия почв и другие работы, способствующие повышению продуктивности лесов.

Правовые средства включают в себя значительное количество мер карательного характера, связанные с административно-правовым воздействием, уголовно-правовым наказанием виновных, и другие меры юридической ответственности.

 

Список литературы:
1 Балашенко С. А., Макарова Т. И., Лизгаро В. Е. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 318 с.
2 Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г.: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2023. – 2/195.
3 Лизгаро В. Е. Экологическое право: ответы на экзаменационные вопросы / В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова. – 2-е изд., перераб. И доп. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 160 с.
4 О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства: Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 214: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2023. - 1/8576.