Статья:

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ НОВЕЛЛ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2020 ГОДА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(232)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Терещенко П.А. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ НОВЕЛЛ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2020 ГОДА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 9(232). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/232/124302 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ НОВЕЛЛ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2020 ГОДА

Терещенко Пётр Александрович
студент, ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва

 

PROBLEMS OF EXECUTION OF DECISIONS OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF THE NOVELS OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION OF 2020

 

Petr Tereshchenko

Student of the Russian State University of Justice, Russia, Moscow

 

Аннотация. Автор рассматривает основные проблемы исполнения решений ЕСПЧ с учетом нововведений 2020 года в Конституцию РФ.  Кроме того, в свете выхода России и Совета Европы обращения в ЕСПЧ перестают быть возможным средством защиты нарушенных прав для российских граждан, а значит, требуется принятие новых мер судебной защиты. Представляется, что Россия может использовать опыт работы с ЕСПЧ для улучшения собственной системы правосудия и повышения защиты прав человека

Abstract. The author considers the main problems of the execution of ECtHR decisions, taking into account the innovations of 2020 in the Constitution of the Russian Federation. In addition, in the light of the exit of Russia and the Council of Europe, appeals to the ECtHR cease to be a possible means of protecting violated rights for Russian citizens, which means that new measures of judicial protection are required. It seems that Russia can use the experience of working with the ECtHR to improve its own justice system and enhance the protection of human rights.

 

Ключевые слова: судебная защита; поправки к Конституции; Европейский Суд по правам человека; исполнение судебных решений.

Keywords: judicial protection; constitutional amendments; European Court of Human Rights; enforcement of judgments.

 

В 2020 году в России были внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, некоторые из которых повлияли на право граждан России обращаться за защитой нарушенных прав в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Конкретно, была внесена статья, согласно которой Конституционный суд Российской Федерации имеет право проверять конституционность решений международных судов и трибуналов перед их исполнением в России. Так, в частности, конституционной поправкой 2020 г. в п. «б» ч. 5.1 ст. 125 внесена норма, предоставляющая Конституционному Суду право признать невозможным исполнение решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае, если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации. Контрольные полномочия Министерства юстиции РФ по обеспечению реализации норм международного права о правах человека проявляются в его важной функции, связанной с мониторингом правоприменительной деятельности, в том числе в целях выполнения постановлений ЕСПЧ, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмену) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В этой связи при разработке проекта плана мониторинга ежегодно Минюстом РФ учитываются решения ЕСПЧ, а результаты мониторинга отражаются в проекте доклада Президента РФ [2, с. 5]. Итак, как видим, ст. 125 Конституции была дополнена ч. 5.1 (п. «б»), согласно которой Конституционный Суд в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решения международного (межгосударственного) суда, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае, если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации. Таким образом, данное положение Конституции непосредственно затрагивает деятельность ЕСПЧ как надгосударственного средства защиты прав лиц по уголовным и иным делам. Можно согласиться с точкой зрения Т.М. Алексеевой, что до настоящего времени остается неясным, каким образом Конституционный Суд будет решать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, то есть как определять, противоречит ли решение международного суда основам публичного правопорядка России [1, с. 10]. Это будет решаться исходя из каждого конкретного случая? Конституционный Суд разработает какие-то модели или стандарты наподобие критериев справедливого судебного разбирательства, установленных Конвенцией 1950 г.? Внесенные конституционные поправки еще до выхода России из Совета Европы создали определенные проблемы с исполнением решений ЕСПЧ, так как Россия была обязана исполнять их в соответствии с международными обязательствами, независимо от того, согласна ли она с решениями или нет. Это может привести к тому, что Конституционный суд России будет игнорировать решения ЕСПЧ, если они будут считать их несоответствующими конституции РФ. Это создает проблемы с исполнением решений ЕСПЧ, так как Россия обязана исполнять их в соответствии с международными обязательствами, независимо от того, согласна ли она с решениями или нет. Также, в связи с поправками в Конституцию, была уменьшена роль и значимость международных судебных органов, что в конечном итоге могло привести к нарушению прав человека и ограничению возможности граждан РФ обратиться в ЕСПЧ за защитой своих прав и свобод [3, с. 29]. Россия уже имеет значительный опыт работы с ЕСПЧ, так как она на протяжении многих лет являлась одним из самых частых ответчиков перед этим судом. Представляется, что Россия может использовать опыт работы с ЕСПЧ для улучшения собственной системы правосудия и повышения защиты прав человека. В частности, могут быть переняты следующие тенденции:

- Повышение качества судебных решений и соблюдение принципов правового государства.

- Улучшение механизмов защиты прав человека на национальном уровне, в том числе, обеспечение более широкого доступа граждан к судебной защите прав.

- Совершенствование правовой культуры и правового образования граждан Российской Федерации, что может уменьшить число нарушений прав человека и усилить защиту прав национальных меньшинств и других уязвимых групп.

- Сотрудничество с международными организациями, такими как ООН и ОБСЕ, для обмена опытом и лучшего понимания проблем и вызовов в области прав человека.

- Создание специализированных органов для контроля за соблюдением прав человека, включая механизмы обращения граждан и общественных организаций с жалобами на нарушения прав.

- Разработка и внедрение механизмов мониторинга и оценки соблюдения прав человека, включая создание независимых институтов исследования и анализа.

Представляется, что в настоящее время в России имеется необходимость в совершенствовании судебной системы и судебной практики, особенно в части защиты прав человека. Одним из возможных вариантов совершенствования может быть создание нового судебного института, который бы в некоторой степени взял на себя функции, выполняемые Европейским судом по правам человека. Такой судебный институт может быть сформирован посредством модернизации Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ, либо необходимо сформировать новый судебный орган в форме специального Суда по правам человека. Между тем, полагаем, что такой институт должен быть организован и функционировать в соответствии с международными стандартами прав человека, а также обеспечивать независимость и беспристрастность судебных решений. Кроме того, такой институт должен иметь соответствующие ресурсы и возможности для эффективной работы, а также учитывать особенности национального законодательства и судебной практики. Таким образом, хотя возможность создания нового судебного института в России существует, реализация этого проекта потребует тщательного анализа и проработки, а также участия различных заинтересованных сторон.

 

Список литературы: 
1. Алексеева Т.М. Проблема исполнения решений ЕСПЧ в контексте новелл Конституции РФ // Мировой судья. 2021. № 3. С.10-12.
2. Уваров А.А. Вопросы применения норм международного права по правам человека в России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 10. С. 5-9.
3. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.