Статья:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Зиберова А.С. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119584 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Зиберова Анна Сергеевна
студент, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Шульженко Вячеслав Иванович
научный руководитель, профессор, д-р филол. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В настоящей статье раскрывается анализ результатов проведённых среди школьников девятых классов экспериментов, которые были сориентированы на получение знаний школьниками средств художественной выразительности. 

Статья посвящена проблеме использования тропов как изобразительно-выразительных средств русского языка, раскрывающих языковую и коммуникативную компетенции школьников. Язык - это главное средство изображения художественной жизни в литературе. Язык представляет собой материал словесного искусства, как мрамор в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все произведения искусства представлены словесными образами. Словесный образ является отдельным словом, словосочетанием, абзацем, строфой, частью литературного произведения или даже целым художественным произведением, как своеобразный элементом поэтической речи. В работе рассмотрен анализ изобразительно-выразительных средств языка.

 

Ключевые слова: русский язык, развитие речи, эпитет, работа, средство, слово.

 

Под регулятивными средствами в коммуникативной стилистике текста следует представлять элементы текста, выделяющиеся функционально в процессе текстовой деятельности. «С их помощью выполняется та или иная психологическая операция в объяснительной деятельности читателя» [1, с.167]. Теория регулятивности, включающая рассмотрение не только регулятивных средств, но и регулятивных структур, способов регулятивности, регулятивных стратегий  и др.,  представляет собой одно из направлений коммуникативной стилистики текста, которое отражает деятельностный подход к тексту в процессе его создания и объяснения.

«Значительную роль в  тексте, как форме коммуникации играют изобразительно-выразительные средства, в связи с чем, важно их изучение в образовательном учреждении и обучение учащихся их использованию» [3, с. 328]. Многим аспектам обучения выразительности речи учащихся были посвящены работы следующих методистов Л.П. Федоренко,  В.Н. Мещерякова, Т.И. Чижовой, А.Д. Дейкиной и др. Среди изобразительно-выразительных средств наиболее главными являются тропы, которые придают речи неповторимость и яркость. «Троп в «Большом толковом словаре русского языка»  под ред. С.А. Кузнецова объясняется как слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении» [4, с. 502].

Итак, проведен эксперимент по формированию знаний школьников о средствах художественной выразительности. Респондентами были учащиеся девятого класса. Перед экспериментом проведена предварительная работа. Для достижения поставленной цели были составлены три задачи. Перед проведением эксперимента был создан психологический настрой школьников на свободное самовыражение и рефлексию.

В конце занятия по тропам участникам выданы предварительно подготовленные материалы с заданиями на выполнение в течение 25-30 минут.

Целью эксперимента явилось определение уровня знаний учащимися  тропов, умение находить их в художественном тексте и грамотно применять в своей речевой деятельности.

Задачи эксперимента:

1) выявить возможности ученика выявлять средства художественной выразительности в тексте;

2) установить способность употреблять изобразительно-выразительные средства в текстовой деятельности;

3) диагностировать уровень сформированности языковой и коммуникативной компетенции учеников в работе над средствами художественной выразительности.

В первом задании эксперимента учащимся предоставлены фрагменты из художественного (поэтического) текста. Школьникам предлагалось выписать тропы и обозначить их название. Для проведения эксперимента выбрано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Выбор данного произведения был обоснован тем, что его языковая организация ограничена для понимания обучающихся, кроме того, произведение включено в школьную программу и было выучено учениками  наизусть в 6 классе. 

В предложенном стихотворении 90% учеников нашли эпитеты, 85% выявили сравнения, 83% – олицетворения, 80% – риторические вопросы.

Вторым заданием необходимо было описать, используя средства художественной выразительности, иллюстрацию К.Ф. Юона «Весенний солнечный день», находящуюся в приложении к учебнику под ред. М.М. Разумовской, по которому обучаются девятиклассники. Объем текста-описания  должен был составлять от 7 до 15 и более предложений.

Все учащиеся справились с предложенным заданием. В этом задании школьниками были использованы:

1) эпитеты: золотые купола церквей, голые березки, закутанные барышни, бревенчатая изба, заснеженные крыши домов, красногребенчатые петушки и др.;

2) олицетворения: солнце улыбалось, дома прибоченились, облака плыли, облака летели и др.;

3) сравнения: голубое  небо, как море; церкви, как постовые; белые березки, как невесты; платок барыни ярко-красный, как костер;

Третье задание включало создание текста из 3-4 предложений на одну из тем, представленных ниже, используя средства художественной выразительности.

С  данным заданием справились все учащиеся, но спектр употребленных ими средств был предельно мал. В большей степени ими использованы эпитеты (86%), реже олицетворения (43%), в единичных случаях - метафоры (5%) и сравнения (5%). Иные средства выразительности не применялись.

Данные результаты подтверждают, что школьники, в том числе и в текстовой деятельности, наиболее ограниченно отказываются от своей речи в художественных средствах. На наш взгляд, это обусловлено тем, что эстетическая функция языка оценивается, прежде всего, на специализированных курсах и факультативах, на уроках русского языка, которые могут быть введены в небольших учебных заведениях. Вместе с тем, анализу средств художественной выразительности в обучении языку отведена второстепенная роль. В связи с чем, задания по поиску и использования путей, вызывают у учащихся, в большей степени, затруднения. «Традиционно работа над изобразительно-выразительными средствами русского языка на уроках сведена к проведению (обычно с 7 класса) лингвистического художественного текста» [2, с. 250].

Между тем, анализ является не столько формой обучения, сколько формой проверки.

Из рассмотренного и представленного материала можно подвести следующий итог:

1. изобразительные средства являются разнообразными и необходимо познакомить учащихся с их особенностями, функциями и целями использования;

2. на уроках русского языка в девятых классах недостаточно внимания уделяется образной стороне речи школьников, формированию у них способности сознательно использовать в своей речи изобразительные средства языка;

3. имеется ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые необходимо использовать на уроках русского языка.

4. при изучении тропов стоит проводить параллели с литературой, так как на уроках литературы их изучение более распространено.

 

Список литературы:
1. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – С. 384.
2. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности: коллективная монография / Н.С. Болотнова, И.И. Бабенко, Е.А. Бакланова и др. ; под ред. Н.С. Болотновой. –Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. – С. 492.
3. Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка: материалы Международной научно-практической конференции (17-18 марта 2011) /сост. и науч. ред. А.Д. Дейкиной, А.П. Еремеевой. Л.А. Ходяковой, О.Н. Левушкиной. – М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР. – 2011. – С. 456.
4. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. – С. 603.