Проклятое имя Марфа
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Проклятое имя Марфа
Damn name Marfa
Nina Detmer
the graduate of Russian philology at Jagiellonian University in Cracov (Poland), the student of Slavic at the University of Gdańsk, Poland, Gdansk
Аннотация. В статьи описывается роль имени Марфа в славянском культурном круге. Автор на основе примеров из славянских литератур пытается создать набор черт и стереотипов, связанных с этим именем.
Abstract. There is described the role of the name Martha in the Slavic cultural circle. Author, basic on the examples from the Slavic literatures, tries to prepare a set of features and stereotypes connected with this name.
Ключевые слова: имя; стереотип; литература; судьба.
Keywords: name; stereotype; literature; destiny.
Марфа — довольно известное имя, однако не самое популярное. За всю историю Руси и России довольно мало примеров женщин, носящих это имя, которые бы чем-то прославились. Во-первых, такое состояние вызвано по всей вероятности низким числом женщин с этим именем: стоит упомянуть, что во всем СССР в 1961 году не родилась ни одна Марфа. Во-вторых, из-за того, что большинство женщин с этим именем причислялись к крестьянскому слою общества, о чем пишет В.А. Никонов: «Частые у крестьянок имена Марфа, Меланья, Неонила, не принятые дворянками, редки у купчих Москвы, но купчихи Коломны еще не прониклись барским презрением к этим именам» [6, с. 53]. Что касается часточности этого имени, автор часто подает ее лишь промили, что свидетельствует о низкой популярности этого имени.
Имя Марфа приобрело свою известность особенно в христианском культурном круге, благодаря одному из персонажей из Нового Завета – Марфе, сестре Марии и преподобного Лазаря. Согласно этимологии этого имени, оно имеет сирийское происхождение, а обозначает оно «госпожа, хозяйка». И, если присмотреться к роли Марфы в Библии, то оно действительно выполняет роль хозяйки, заботясь о правильном принятии гостей, обо всех действиях, связанных с похоронами, обо всем, что земное, человеческое.
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.»
«Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. 39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. 40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? 41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. 42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. 43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. 44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.» [Библия]
Оба этих отрывка представляют Марфу, согласно значению ее имени как образцовую хозяйку. Автор этого отрывка из Нового Завета, святой Лука сопоставляет Марфе ее противоположность - ее сестру Марию. Она, в свою очередь, вместо размышлять о том, что земское, более сосредоточивается на своей внеземкой, а душевной жизни. Эти истории являются параболой, задача которой в том, чтобы показать разницу между сутью Ветхого и Нового Завета — в Ветхом Завете права Моисея сводились к телесным и жизненным вопросам (Марфа), а Христос приносит с собой милосердие и вечную жизнь (Мария).
Здесь Марфа указана как положительный персонаж — добросовестно выполняет свою работу и даже не знает, что это не то, чего от правильного библейского примера требуется — это заложено в Марии.
Другие персонажи, которые послужат нам примером также добросовестно делают то, к чему были приучены, не желают никому зла, стремятся к счастью, но при этом они всегда обречены на поражение. Их судьба, помимо постоянной борьбы за лучшее будущее, никогда не приведет их к победе. Их постигает некий фатализм, связанный с этим именем.
Ярким примером является Марфа Петровна из «Преступления и наказания». Ф.М. Достоевский пишет, что была она женщиной некрасивой (а на это, как раз влияния мы не имеем, так что получается, что с рождения была она приговорена к какому-то несчастью), а до этого пришлось ей выйти замуж за человека, который ей постоянно изменял, избивал и женился не по любви, а ради денег... Однако Марфа Петровна была женщиной волевой и очень вспыльчивой, до некой степени легкомысленной — все это, как окажется, является довольно типичным набором черт практически каждой литературной Марфы. Когда Марфа Петровна заподозрила Дуню в романе со своим супругом, быстро решила лишиться своей гувернантки, а до этого на столько громко говорила, чтобы каждый сосед знал о поведении девушки. Когда все выяснилось, Марфа Петровна таким же громким способом стала сообщать всем о невиновности Дуни — так что, была человеком с достаточно сильной моралью, чтобы признаться в ошибке.
Следующий персонаж также из романа Достоевского — в «Братьях Карамазовых» выступает старушка Марфа Игнатьевна. Похоже, как ее предшественница из другого романа, и у этой Марфы жизнь не сложилась — рождена в крестьянской семье, еще до введения отмены крепостного права, выдана замуж за Георгия Васильевича, с которым редко даже общалась... Можно сказать, что картина типична для крестьянки. Однако, не у всех крестьянок случается такое несчастье как рождение единственного ребенка с шестью пальцами, которого люди называют сатаной или драконом. Сам отец, любящий детей, не умеет оказать отцовские чувства новорожденному и как пишет автор: «Собственный же ребеночек порадовал его лишь одною надеждой, когда Марфа Игнатьевна еще была беременна. Когда же родился, то поразил его сердце скорбью и ужасом. Дело в том, что родился этот мальчик шестипалым» [2, с. 58]. Даже, если опровергнуть нашу теорию, касающуюся проклятого имени Марфа и сказать, что такая же учесть жителей деревень и небольших провинциальных городков обычна и не является ничем особым, не удивляет факт, что у одного автора получается, как раз несколько персонажей, объединенных похожей судьбой и одним самым именем?
В положительном свете одну и ту же самую Марфу представляют С.А. Есенин и Карамзин в «Марфе-посаднице» (1803). Оба автора показывают героиню как человека сильного характера, патриота, а до этого умного — Марфа сумела своими речами разжечь в согражданах любовь к Родине и желание бороться за нее. А.Н. Кудерятых пишет: «Почему же эта сильная, яркая, безусловно героическая личность обращается к демагогии? Думается, ответ кроется в объективной логике обстоятельств. Политика Иоанна исторически перспективна. Позиция Марфы исторически проигрышная, героиня вынуждена оперировать сомнительными средствами, поскольку безжалостная логика событий противоречит ее политической позиции» [5, с. 233].
Не только в русской литературе мы имеем дело с несчастными Марфами. Весь рассказ «Марта» польской писательницы Элизы Ожешковой посвящен истории Марфы Свицкой. И здесь сталкиваемся с героиней, над которой висит несчастье: любимый муж Ян умирает, женщина остается одна с дочкой, никто им не помогает, она едва успевает подработать, чтобы накормить ребенка, которого, как позже оказывается — избивают люди, под опекой которых мать его оставляет. Марта не боится никакой работы ради дочери, но остается у нее то, что у практически каждой литературной Марфы — достаточно много чести. Чести отказаться от торговли собственным телом, чести признаться в недостатке знаний французского языка и отказаться от работы тютора и чести не принимать не заработанные собой деньги: «Czuła, że pieniądze, które jej ofiarowywano, nie należały do niej, że gdyby je przyjęła, popełniłaby postępek nieuczciwy» [10]. Здесь опять появляется перед нами картина женщины измученной жизнью, которая помимо неблагополучных обстоятельств дорожит своими ценностями и бережет их до самого печального исхода — Марта погибает под копытами лошадей, сойдя с ума от кражи. Этот роман рассматривается прежде всего как манифест эмансипации и критика воспитания женщин в XIX веке — Марта имеет желание работать, не хочет получать деньги, подаренные другими, попрошайничать или преступать закон. Однако ее знания ограничены к развлекательным целям — рисует любительски, французский знает кое-как, шьет только вручную... Однако не зря авторша дала такое имя персонажу, который является архетипическим представлением честного человека, обреченного к гибели.
Другой пример из польской литературы приносит также Элиза Ожешкова - в своем романе «Над Неманом» Ожешковой опять Марта - символ несчастливой жизни. На этот раз персонаж сам лишает себя счастья. У Марты Корчинской был шанс обзавестись семьей и жить желанной жизнью с любимым человеком, однако наша героиня отказывает избранному, когда тот делает ей предложение руки и сердца, боясь сплетней из-за низкого материального статуса не состоявшегося жениха и тяжелой работы. Получается так, что Марта остается старой девой, которая так или иначе не избегла нелегкого труда.
Следующая Марфа, жизнь которой полная препятствий, которые героиня преодолевает, но в конечном итоге она так или иначе обреченная на гибель, представлена в довольно современном произведении «Офицерская дочь» Зины Роган. В этой книге, можно сказать, главный персонаж — это кумуляция всех черт, которые, согласно нашей теории, приписываем Марфам. Она сильная духом — ведь же офицерская дочь. Не сдается, у нее свои принципы и мировоззрение, от которых не отрекается даже перед лицом шанса избежать несчастливой участи. Она очень горда, что, к сожалению, приводит к печальному исходу — теряет любовь своей жизни. В этом плане она, как раз, отличается от остальных Марф, от которых практически ничего не зависело. Эта Марфа, из-за своей вспыльчивости сама лишает себя лучшего будущего.
Подытоживая, в русской и в польской литературе Марфа стала символом борьбы, обреченной на проигрыш. Как бы героиня с этим именем, не стремилась, ее всегда ожидает гибель. С одной стороны, литературные Марфы — пример целеустремленности, силы духа, смелости, они сильны и не сдаются до самого конца. С другой — их судьбами всегда правит некий фатализм, который приводит к печальному концу. Главными чертами литературных Марф, которые можем выделить являются: сила духа, смелость, однако, и эмоциональность, и вспыльчивость. Почему авторы выбрали именно это имя как символ фатальной борьбы? Неизвестно, откуда такие ассоциации — ни этимология этого имени, ни исторические личности ответ на этот вопрос не дают.