РОЛЬ КИНОТРЕНИНГА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
РОЛЬ КИНОТРЕНИНГА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Актуальной темой является изучение особенностей социализации подростков в связи с кардинальными переменами, происходящими в нашем российском обществе, в связи с социально-экономическими и политическими событиями. Мы обращаемся к проблеме изучения кино как вида искусства и педагогического метода влияния на процесс социализации подрастающих поколений. В этом аспекте инновационными являются современные методики арт-терапии, к которым относится кинотерапия.
Создателем кинотерапии принято считать психотерапевта Берни Вудер. Он занимался лечением в области различных эмоциональных проблем. Этот психотерапевт предложил как метод лечения – просмотр художественных фильмов и ввел сам термин «кинотерапия» в конце XX века[1,36].
Изучая литературу по выбранному вопросу, мы будем рассматривать кинотренинг как метод арттерапии, психокоррекционное воздействие которого основано на использовании киноискусства и реализуется в совместной творческой деятельности с подростками во внеурочное время.
Какова же эффективность психокоррекционного воздействия кинотерапии на процесс социализации подростков? Н.И. Прокофьева считает, что на этот процесс влияют следующие факторы: уровень сформированности у подростков киновосприятия; уровень компетентности психолога-тренера или учителя, ведущего кинотренинг и правильно подобранный фильм[3]. Исследователь в области кинотерапии Е.П. Кораблина отмечает, что для эффективности этого метода используемый фильм должен содержать такие качества: он должен быть позитивным[5]. Фильм должен учить высшим ценностям, таким как добро, любовь, правда и красота. Также должен содержать гуманистические идеалы и ставить перед зрителем нравственные вопросы. Вместе с этим, фильм должен подходить под реализацию целей кинотерапии.
Целью экспериментального исследования является изучение и определение уровня социальной адаптации подростков, до и после применения педагогической технологии кинотренинга в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении: уровень социализации подростков будет более успешным при таких условиях:
- если будет создана программа по оптимизации процесса социализации подростков с использованием средств кинотерапии;
- организовано совместное взаимодействие кинопедагога, тренера и подростков в условиях кинотренинга;
- будет осуществлена диагностическая работа по изучению процесса социализации личности подростка при условии использования критериально-диагностического аппарата сформированности уровня социализации подростков.
В эмпирической части исследования были использованы диагностические методы: методика «Шкала эмоционального отклика» (авторы Альберт Меграбян, Н. Эпштейн); методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (автор Ю. А. Клейберг); методика М. И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»; авторская анкета.
Базой исследования является Кинокомпания «Medvedfilm production», которая выполняет образовательные функции. В её состав входит краснодарская Киношкола, кинолекторий для детей и подростков. Сотрудники – опытные педагоги и психологи арт-терапевты. Испытуемые – это подростки 13-14 лет, посещающие кинолекторий, как экспериментальная группа.
Программа кинотренинга включала 12 занятий-встреч с просмотром и совместным обсуждением фильмов или фрагментов из них.
Диагностические процедуры были организованы и осуществлялись до занятий и после участия в кинотренинге. Представим краткие результаты, полученные на завершающем этапе эксперимента по методике Ю. А. Клейберга в сравнении.
Таблица1.
Сравнительные результаты исследования уровня социализированности личности на начальном и завершающем этапе опытной работы
Шкалы |
Исходная диагностика |
Итоговая диагностика |
||||
Результаты % (чел) |
||||||
Уровни |
Уровни |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
Социальная адаптированность |
10 (38%) |
14 (53%) |
2 (9%) |
5 чел (19%) |
16 чел (61 %) |
5чел (20%) |
Автономность |
13 (50%) |
8 (30%) |
5 (20%) |
7 чел (26%) |
11чел (44 %) |
8 чел (30 %) |
Социальная активность |
8 (30%) |
15 (59%) |
3 (11%) |
1 чел (4%) |
20 чел (76%) |
5 чел (20%) |
Нравственность |
3 (11%) |
13 (50%) |
10 (39%) |
1 чел (4%) |
10чел (39%) |
15 чел (57%) |
Анализ полученных данных свидетельствует, что после проведенного формирующего эксперимента наблюдаются положительные изменения. Количество подростков, имеющих высокий и средний уровни социализированности, значительно увеличилось, что позволяет подтвердить эффективность проведенного кинотренинга. Подростки стали более активными, дружелюбными, эмпатийными.
Мы наблюдаем тенденцию к изменению по шкале «социальная адаптированность» : низкий уровень был у 38%( 10 чел), стал меньше на 5 чел до 19% испытуемых. Средний уровень увеличился на 8% ( было 14 чел, стало 16 чел).Высокий уровень изменился с 2 чел до 5 испытуемых, на 11% больше. По шкале « социальная активность» низкий уровень до тренинга был выражен у 8 испытуемых (30%), после тренинга у 1 чел. (4%), динамика изменений составляет 26%. Высокий уровень был выражен у 3 чел(11%), после тренинговых занятий увеличился до 20 %( 5 чел), что очевидно в изменениях к более высокой социальной активности испытуемых на 9%.
Таблица 2.
Сравнительные результаты по методике диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Ю. А. Клейберг) на начальном и завершающем этапе исследования
Группа Экспериментальная группа ( 26 чел) |
Количество подростков (% от общ.числа) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Начальный этап |
45% (11 чел) |
35% (9 чел) |
20% (6 чел) |
Контрольный этап |
15% (4 чел) |
35% (9 чел) |
50% (13 чел) |
Динамика изменений |
На 30% меньше |
Без изменений |
На 30 % больше |
В результате наблюдаем некоторую динамику уменьшения количества испытуемых подростков с высоким уровнем склонности к преодолению социальных норм и правил на 30% (8 чел), со средним уровнем без изменений и увеличение количества подростков с низким уровнем склонности к нарушению социальных норм на 30% (8 чел).
Низкий уровень означает, что уменьшилось число подростков с тенденцией к нарушению социально-правовых норм, правил поведения в общественных местах, уменьшилось число нарушений правил поведения в школе. Подростки более дисциплинированы и стали более сдержанными.
Замечена тенденция к изменению поведения, его улучшения в группе подростков с низким уровнем, таких подростков стало больше на 30%, это значит, что подростки учатся анализировать свои поступки, учатся быть более организованными.
Следовательно, социальный опыт взаимодействия участников тренинговых встреч имеет не только результат поддержки подростков в сложный период их взросления. Это помогает им обрести так называемый «иммунитет» при освоении механизмов социализации.
Подростки обретают новые социальные умения и навыки, которые формируются в процессе интерактивного обсуждения фильмов, что помогает более эффективно осваивать сложности реального мира.