Статья:

РОЛЬ КИНОТРЕНИНГА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Широкова А.С. РОЛЬ КИНОТРЕНИНГА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/119098 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ КИНОТРЕНИНГА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Широкова Анастасия Сергеевна
магистрант, Краснодарский государственный институт культуры, РФ, г. Краснодар
Станоева Юлия Петровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Краснодарский государственный институт культуры, РФ, г. Краснодар

 

Актуальной темой является изучение особенностей социализации подростков в связи с кардинальными переменами, происходящими в нашем российском обществе,  в связи с социально-экономическими и политическими событиями. Мы обращаемся к проблеме изучения кино как вида искусства и педагогического метода влияния на процесс социализации  подрастающих поколений. В этом аспекте инновационными являются современные методики арт-терапии, к которым относится кинотерапия.

Создателем кинотерапии принято считать психотерапевта Берни Вудер. Он занимался лечением в области различных эмоциональных проблем. Этот психотерапевт предложил как метод лечения – просмотр художественных фильмов и ввел сам термин «кинотерапия» в конце XX века[1,36].

Изучая литературу по выбранному вопросу, мы будем рассматривать кинотренинг как метод арттерапии, психокоррекционное воздействие которого основано на использовании киноискусства и реализуется в совместной творческой деятельности с подростками во внеурочное время.

Какова же эффективность психокоррекционного воздействия кинотерапии на процесс социализации подростков? Н.И. Прокофьева считает, что на этот процесс влияют следующие факторы: уровень сформированности у подростков киновосприятия; уровень компетентности психолога-тренера или учителя, ведущего кинотренинг и правильно подобранный фильм[3]. Исследователь в области кинотерапии Е.П. Кораблина отмечает, что для эффективности этого метода используемый фильм должен содержать такие качества: он должен быть позитивным[5]. Фильм должен  учить высшим ценностям, таким как добро, любовь, правда и красота. Также должен содержать гуманистические идеалы и ставить перед зрителем нравственные вопросы. Вместе с этим, фильм должен подходить под реализацию целей кинотерапии.

Целью экспериментального исследования является  изучение  и определение  уровня  социальной адаптации подростков, до и после применения педагогической технологии кинотренинга  в процессе  внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования  состоит в предположении: уровень социализации подростков будет более успешным при  таких условиях: 

- если будет создана программа по оптимизации процесса социализации подростков с использованием средств кинотерапии;

- организовано совместное взаимодействие кинопедагога, тренера и подростков в условиях кинотренинга;

- будет осуществлена диагностическая работа по изучению процесса социализации личности подростка при условии использования критериально-диагностического аппарата сформированности уровня социализации подростков.

В эмпирической части исследования были использованы диагностические методы: методика «Шкала эмоционального отклика» (авторы Альберт Меграбян, Н. Эпштейн); методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (автор Ю. А. Клейберг); методика М. И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»; авторская анкета.

Базой исследования  является Кинокомпания «Medvedfilm production», которая выполняет образовательные функции. В её состав входит  краснодарская Киношкола, кинолекторий для детей и подростков. Сотрудники – опытные педагоги и психологи арт-терапевты. Испытуемые – это подростки 13-14 лет, посещающие кинолекторий, как экспериментальная группа.

Программа кинотренинга включала 12 занятий-встреч с просмотром и совместным обсуждением фильмов или фрагментов из них.

Диагностические процедуры были организованы и осуществлялись до занятий и после участия в кинотренинге. Представим краткие результаты, полученные  на завершающем этапе эксперимента по методике Ю. А. Клейберга в сравнении.

   Таблица1.

Сравнительные результаты исследования уровня социализированности личности на начальном и завершающем этапе опытной работы

Шкалы

Исходная диагностика

Итоговая диагностика

Результаты % (чел)

Уровни

Уровни

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Социальная адаптированность

10 (38%)

14 (53%)

2 (9%)

5 чел (19%)

16 чел

(61 %)

5чел (20%)

Автономность

13 (50%)

8 (30%)

5 (20%)

7 чел (26%)

11чел

(44 %)

8 чел

(30 %)

Социальная активность

8 (30%)

15 (59%)

3 (11%)

1 чел (4%)

20 чел (76%)

5 чел (20%)

Нравственность

3 (11%)

13 (50%)

10 (39%)

1 чел (4%)

10чел (39%)

15 чел (57%)

 

Анализ полученных данных свидетельствует, что после проведенного формирующего эксперимента наблюдаются положительные изменения. Количество подростков, имеющих высокий и средний уровни социализированности, значительно увеличилось, что позволяет подтвердить   эффективность проведенного кинотренинга. Подростки стали более активными, дружелюбными, эмпатийными.

Мы наблюдаем тенденцию к изменению по шкале «социальная адаптированность» : низкий уровень был у 38%( 10 чел), стал меньше на 5 чел до 19% испытуемых. Средний уровень увеличился на 8% ( было 14 чел, стало 16 чел).Высокий уровень изменился  с 2 чел до 5 испытуемых, на 11% больше. По шкале « социальная активность» низкий уровень до тренинга был выражен у 8 испытуемых (30%), после тренинга у 1 чел. (4%), динамика изменений составляет 26%.  Высокий уровень был выражен у 3 чел(11%),  после тренинговых занятий увеличился до 20 %( 5 чел), что очевидно в изменениях к более высокой социальной активности испытуемых на 9%.

Таблица 2.

Сравнительные результаты по методике диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил (Ю. А. Клейберг) на начальном и завершающем этапе исследования

Группа Экспериментальная группа ( 26 чел)

Количество  подростков  (% от общ.числа)

Высокий

Средний

Низкий

Начальный этап

45% (11 чел)

35% (9 чел)

20% (6 чел)

Контрольный этап

15% (4 чел)

35% (9 чел)

50% (13 чел)

Динамика изменений

На 30% меньше

Без изменений

На 30 % больше

  

В результате наблюдаем некоторую динамику уменьшения количества испытуемых подростков с высоким уровнем склонности к преодолению социальных норм и правил на 30% (8 чел), со средним уровнем без изменений и увеличение количества подростков с низким уровнем склонности к нарушению социальных норм на 30% (8 чел).

Низкий уровень означает, что уменьшилось число подростков с тенденцией к нарушению социально-правовых норм, правил поведения в общественных местах, уменьшилось  число нарушений правил поведения в школе. Подростки более дисциплинированы и стали более сдержанными.

Замечена тенденция к изменению поведения, его улучшения в группе подростков с низким уровнем, таких подростков стало больше на 30%, это значит, что подростки учатся анализировать свои поступки, учатся быть более организованными.

Следовательно, социальный опыт взаимодействия участников тренинговых встреч имеет не только результат поддержки подростков в сложный период их взросления. Это помогает им обрести так называемый «иммунитет» при освоении механизмов социализации.

Подростки обретают  новые социальные  умения и навыки, которые формируются в процессе  интерактивного обсуждения фильмов,  что помогает  более  эффективно осваивать сложности реального мира.

 

Список литературы:
1. Букин В.П. Социализация молодёжи в современном российском обществе: региональный аспект // Поволжский район. Гуманитарные науки. – 2009. №1 (9). – С. 122-130.
2. Баканова А.А. Кинотерапия//Кораблина  Е.П. и др. Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи: пособие для практикующих психологов /под ред. Е.П. Кораблиной. СПб.: Союз, 2001. С. 118-124.
3. Березин С.В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара: Изд-во СНЦ РАН,  2012, 122с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 416 с. .
5. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.