Статья:

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бычкова А.С. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(47).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Бычкова Анна Сергеевна
студент, Институт Искусств, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Стремительное общемировое развитие информационных технологий и коммуникаций привело к возникновению тенденции цифровизации.  Цифровизацию можно назвать глобальным массовым внедрением цифровых технологий в разные сферы человеческой жизни. Основой цифровизации является интернет. Хотя данный процесс в нашей стране был запущен позже, чем во всем мире, и протекал медленнее, он все равно изменил нашу реальность. В период короновирусной пандемии в России особенно ярко слал виден процесс цифровизации образования.

Как же цифровизация повлияла на сферу образования?

Прежде всего стоит сказать, что образование фактически является одной из первых и мощнейших ступеней становления личности человека, так как отвечает за приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок и ориентиров, компетенций, является частью процесса воспитания и социализации личности. Чем доступнее и удобнее процесс образования, тем человеку легче обучаться.

Цифровизация в образовании – это переход на электронную систему обучения. Все учебные материалы могут находиться в режиме онлайн. Вместо рукописных заданий учащиеся могут выполнять большинство своих работ онлайн с помощью разнообразных электронных носителей. А профессия учителя во многом упраздняется: дети сами изучают материал по обучающим программам, а проверяют эти задания алгоритмы. Учителю фактически отводится роль консультанта или тьютора, который, скорее, сопровождает учащегося на пути обучения, нежели непосредственно обучает. Также появляются новые алгоритмы для приема студентов в высшие учебные заведения, а учащихся в общеобразовательные школы и многое другое. Но это только по идеальному сценарию.

В этом же идеальном сценарии можно назвать плюсы и минусы цифровизации образования, которые аналитики ожидали.

Из плюсов:

  1. повышение доступности образования;
  2. удешевление образования;
  3. появление «мирового образования (связи программ из разных стран)
  4. резкий скачок развития новых технологий;
  5. доступность использования расширенного доступа и разнообразных программ во время обучения.

А из минусов:

  1. потеря многими специалистами работы;
  2. несколько неудачных экспериментальных попыток на стадии внедрения;
  3. отсутствие технической подготовленности и возможностей у некоторых студентов;
  4. отсутствие у преподавателя постоянного контроля обучающегося.

Однако ни для кого не секрет, что редко случается так, что все показатели сходятся, и реализуется идеальный сценарий. Что получилось на самом деле?

Получилось так, что цифровизация шла медленным около-естественным путем с конца 90-х годов до появления на территории Российской Федерации вируса covid-19, при борьбе с которым всех российских школьников и практически всех студентов отправили на «дистанционное обучение». Переход с постепенного внедрения цифровой образовательной среды на ультра-резкий отразился на многих учащихся и их семьях.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды" в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" было принято решение провести эксперимент по внедрению Цифровой образовательной среды (далее – ЦОС) в школах. Этот эксперимент продлится до конца 2022 года и охватит сотни школ в 14 регионах России.

В постановлении Правительства РФ сказано: «Целью эксперимента является создание и апробация ЦОС и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории Российской Федерации». За 10 дней (сразу после вступления постановления в силу) был разработан и утвержден порядок отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент. Также в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления был разработан и утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по проведению эксперимента. Все разработки были отправлены на «места» в течение трех месяцев со дня вступления постановления в силу. Однако несмотря на то, что в эксперименте должны были принять участие всего 14 регионов, дистанционное обучение затронуло всю Российскую Федерацию.

К такому резкому переходу от привычного очного образования к дистанционному были не готовы как вышестоящие органы, так и простые люди. Все это вылилось в быстро собранную не опробованную программу работы, к которой смогли приспособиться не все участники учебного процесса (педагоги, учащиеся и родители учащихся).

Результат цифрового эксперимента оказался очень противоречивым. Прежде всего стоит сказать о самом первом недочете, который бросается в глаза: чтобы цифровизировать всю страну, нужно для начала ее всю электрифицировать. В некоторых регионах не везде есть просто доступ к постоянному электричеству, что уж говорить о наличии стабильно работающего интернета и индивидуального компьютера у каждого учащегося и педагога.

Что еще?

РБК в конце прошлого года выпустил статью об исследованиях, проведённых группой сервисов "Актион Образование", в которых было выявлено, что 53 процента опрошенных родителей считают, что их дети отстали от программы, 54 процента из них утверждают, что виновато в этом дистанционное образование.

Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) здоровья детей Минздрава России провёл исследование, в котором приняли участие около 30 тысяч школьников из 79 регионов России. У 83,8 процентов из них были выявлены "негативные психические реакции пограничного уровня". У 55,8 процентов участников исследования наблюдалось нарушение сна. У 42,2 процентов – депрессивные проявления. У 26,8 процентов фиксировался синдром головных болей. У 37,2 процентов находятся под подозрением обсессивно-фобические состояния, у 41,6 процентов – астенические состояния.

Нельзя со стопроцентной гарантией утверждать, что на детей так повлияло исключительно дистанционное образование, так как в дополнение к нему шли еще и изоляция от социума, понижение уровня физической активности и многое другое, но можно утверждать, что дистанционное образование усилило все негативные последствия изоляции.

Изоляция забрала у детей и молодежи возможность контактировать друг с другом для общения и получения эмоций. Дистанционное образование тоже вычленило из привычного процесса возможность реальной коллективной работы, невербального общения, получения эмоций и социализации.

В НИИ гигиены был устроен анонимный опрос, в котором приняли участие 29 779 школьников из 79 регионов России с 5 по 11 класс; 70 % опрошенных проживает в городах, а 30 % в сельской местности. Результаты данного опроса:

  1. наличие признаков компьютерного зрительного синдрома у 30,7 процентов респондентов;
  2. наличие признаков туннельного запястного синдрома у 4,2 процентов
  3. депрессивные проявления у 42,2 процентов;
  4. астеническое состояние у 41,6 процентов;
  5. нарушение сна у 55,8 процентов;
  6. головные боли у 26,8 процентов.

Напомню, что ранее было упомянуто, что эксперимент по внедрению ЦОС на территории Российской Федерации должен подойти к концу в 2022 году. После его завершения должны быть подведены итоги и проведено голосование о целесообразности продолжения внедрения ЦОС. Однако согласно приказу Минцифры от 18 ноября 2020 г. № 600 к 2030 году цифровой профиль должен быть у ста процентов учащихся, также в этом документе отмечено, что более двух третей обучения в школе станет электронным. Согласно этому же приказу, доля учащихся, которым будут предложены индивидуальные траектории обучения к 2030 году составит 80 процентов. Доля дополнительных образовательных профпрограмм, которые будут реализовываться с помощью электронного обучения, к 2030 году должна составить 100 процентов.

Пока что мы имеем только последствия краткосрочного пребывания на дистанционном образовании. Иные страны, начавшие практиковать дистанционное образование на несколько лет раньше имеют более обширную базу исследований.

К примеру, опыт Соединенных Штатов Америки. Яркой иллюстрацией можно назвать проект «Summit Learning», спонсируемый Марком Цукербергом и Присциллой Чан, созданный в период с 2014 по 2015 год.

SL  является бесплатной платформой массового среднего и дополнительного образования, которую создали 11 школ в Калифорнии и Вашингтоне. К сегодняшнему охватывает более 380 школ в США, по его программам обучаются 55 тыс. школьников в 40 штатах. SL можно назвать верхом цифровизации в США, так как внутри этого проекта на 90% исключено вмешательство реального человека в основные процессы работы – все делает алгоритм, а педагоги лишь помогают учащимся с регистрацией и объясняют, на какие кнопки и в каких случаях называть. Ежедневный человеческий труд отсутствует, педагоги фактически исчезли. Интернет-платформа претендует на то, чтобы стать единой для всей Америки.

В ноябре 2018 г. около сотни старшеклассников Средней школы журналистики в Бруклине устроили акцию протеста с требованием изменить программу Summit Learning. Их контраргументами стали:

  1. Слишком долгое пребывание за компьютером.
  2. Отсутствие личного контакта с другими учащимися и педагогами, отсутствие дискуссий и поддерживающего общения.
  3. Легкость обхождения алгоритмов (можно обмануть программу и легко списать)
  4. Ухудшение внимательности (если раньше учащиеся могли без перерыва отсидеть 1 урок, то теперь они стали очень часто отвлекаться, а их внимание рассеивалось и не фокусировалось на заданиях, та как они были однотипными и монотонными).
  5. Тотальный сбор персональных данных учащихся и их родителей.

Многие старшеклассники в Веллингтоне, где школы тоже ведется обучение по программе SL, стали жаловаться на частые головные боли и судороги в руках, нервозность и подавленность. 

Близорукость, падение зрения, метаболический синдром, панические атаки, тревожность депрессивное состояние, ослабление навыков социального общения и поведения и многое другое, – американские школы дистанционного образования имели в 2017 году все то же, что проявляется в процессе цифровизации в российском образовании сейчас. И если американские школы выбирают отказаться от подобной системы или отказаться частично, то в РФ ситуация иная. К 20230 году планируется перевести все образование в удаленный режим. И это должно сильно настораживать нас.

Стоит ли удешевление образования, такого резкого ухудшения физического и психического здоровья подрастающего поколения? Как проверить знания выпускника, если алгоритм легко обмануть? И по какому пути пойдет процесс социализации, если из привычной цепи выпадет очное образование и ежедневный контакт со сверстниками?

На эти вопросы можно ответить предварительно уже сейчас, сделать прогнозы, но точные ответы можно будет получить только через несколько лет непрерывного внедрения дистанционного образования в РФ. Однако не стоит забывать, что наша страна не одна на этой планете, и стоит присматриваться к опыту других стран, как негативному, так и позитивному.

 

Список литературы:
1. Агеев А.В. Информатизация образования – необходимая составляющая развития информационного общества // Российское образование сегодня: уровневая система, новые стандарты, конкурентоспособность: Материалы межвузовской научно-практической конференции 20 ноября 2012 г. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2012.
2. Агеев А.В., Бурнашов М.А., Пушкарев А.Е. Компьютерные технологии в науке, экономике и образовании. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2010.  
3. Артюхин В. В. Реальность 2.0b. Современная история информационного общества. М., 2011. 432 с. Измерение информационного общества, 2010 год. ITU, 2010. 12 c.
4. Рапуто А. Г. Информационные технологии в обучении основам визуальной грамотности // Информатика и образование. 2007. № 11. С. 110-118.
5. Тевс Д. П. Мультимедиа как средство и технология обучения будущего учителя // XVII конференция представителей научно-образовательных сетей "RELARN-2010": Сборник тезисов докладов. М., 2010. С. 244-248.   
6. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012090002 (Дата обращения: 19.12.2021).
7. [Электронный ресурс]  – Режим доступа. –URL: https://nczd.ru/ (Дата обращения: 19.12.2021).
8. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f420be29a7947316aa34a69 (Дата обращения: 19.05.2021).
9. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://vk.com/doc14028539_582724007?hash=4de34c4efbbfff8af3&dl=8d19a8565466b7db1b (Дата обращения: 19.12.2021).
10. [Электронный ресурс]  – Режим доступа. –URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintsifry-rossii-ot-18112020-n-600-ob-utverzhdenii/ (Дата обращения: 19.12.2021).
11. The digital university: reinventing the academy / eds. R. Hazemi, S. Hailes, S. Wilbur. Springer Science & Business Media, 2012
12. Today’s students are driving the online learning imperative. Available at: https://olc-wordpress-assets.s3.amazonaws.com/uploads/2017/08/OLC-2016-ONLINE-LEARNING-IMPERATIVE-INFOGRAPHIC-V.-2107.pdf