Статья:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кадргулова К.Ф. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113672 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кадргулова Камилла Фанисовна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Сыртланова Нэлли Шамильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Современные новые экономические условия диктуют необходимость образования с дошкольного возраста. В условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое образования дошкольников. Актуальность формирования экономического образования старших дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества, актуальность которая нашла отражения в нормативных документах: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (2012) (ФГОС ДО) и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в данных нормативных документах подчеркивается возможность поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей, что полностью соответствует теме – экономическому образованию дошкольников.

Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы экономического образования: на философском уровне – положения о системном подходе к формированию личности А.А. Бодалев, Н.И. Лапин, М.И. Мелия, М.В. Розин; на социальном уровне – Г.Н. Годиной, Р.И. Жуковской, И.И. Розановой; психологический уровень – теория деятельности С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин. Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются вопросы экономического образования старших дошкольников, в условиях дошкольного образования организации (ДОО).

Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с тем, что имеются различные исследования связанные с экономическим образованиям детей дошкольников возраста: экономическое образование детей дошкольного возраста в ДОО (А.А. Смоленцева); формирование основ экономической культуры в ДОО (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике (А.Д. Шатова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (Л.Н. Галкина).

Экономика – под экономикой понимается вся хозяйственная жизнь общества: производство, отношения людей в общественном производстве, распределение произведенных продуктов и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные авторы определяют внимание на общую социально-экономическую ситуацию.

Экономическим образованием детей старших дошкольников занимались следующие авторы: Л.Н. Галкина, Е.А. Курак, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова. Данные авторы под экономическим образованием детей старших дошкольников понимают: «целенаправленный процесс формирования личности и недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического образования детей» .

Анализ понятия «экономическое образование» в работах Л.Н. Галкина, Е.А. Курак, А.А. Смоленцева, А.Д. Шатова., позволяет сделать вывод, что данное понятие понимается, как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности детей старшего дошкольного возраста.

Изучая проблему экономического образования детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о необходимости внедрения модели. В данном исследовании модель выступит ориентиром для всех субъектов взаимодействия: педагоги и дети старшего дошкольного возраста. Разработка и реализация модели позволит предвидеть цель и задачи, принципы, подходы для экономического образования детей старшего дошкольного возраста.

В данном исследовании модель – стандарт, образец, аналог, схема фрагмента анализа. Модель применяется в том случае, когда необходимо что-то представить в наглядном формате, чтобы изучить исследуемое явление. Мы в своем исследовании под моделью будем понимать «мысленно представляемую и материально реализованную систему, которая способна отображать и воспроизводить объект исследования, тем самым замещая его и давая возможность изучить его с целью получения новой информации.

В нашем исследовании педагогическая модель сформирования экономического образования детей старшего дошкольного возраста, рассматривается как сложная целостная система, которая представлена совокупностью взаимосвязанных блоков: целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный. Рассмотрим модель экономического образования детей старшего дошкольного возраста.

Целевой блок позволяет определить цель и наметить задачи, взаимосвязь и детализацию всех компонентов модели.

Цель исследуемого процесса - способствовать к формированию экономическому образованию у детей старшего дошкольного возраста. Мы исходим из понимания цели как идеального, сознательно планируемого результата образовательной деятельности.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, экономность, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и.т.п.);рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

При построении модели мы опирались на подходы: системный, деятельностный. Основываясь на подходы: системный, деятельностный, мы определили основные принципы модели: научность, оптимальность в отборе содержания, доступность. Следующим блоком модели является содержательный блок, который составляет содержание экономического образования и выступает одним из основных средств развития экономических знаний (теоретическое обучение), умений и практического опыта (практическое обучение). Содержательный блок включает четыре этапа формирования педагогической технологии «Ситуация», экономического образования: введение в ситуацию, актуализация знаний, затруднение в ситуации, «открытие» нового знания, результат. В содержательных блоках в экономического образования детей старшего дошкольного возраста, являются: труд и рынок.

Введение в ситуацию: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели» помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ экономического образованию у детей̆ данного возраста).

Актуализация знаний: организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания (что такое экономика, что такое деньги и.т.д).

Затруднение в ситуации: создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения и выявление его причины.

«Открытие» нового знания: вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Фиксация нового знания в речи и знаковой. Создание ситуации успеха.

Осмысление: фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели. Процессуальный блок модели включает обеспечение организации образовательной деятельности, в котором выделены: технологическое обеспечение, кадровое обеспечение, они необходимы для формирования экономического образования детей старшего дошкольного возраста.

Технологическое обеспечение: предполагает применение практико-ориентированных технологий, активных и интерактивных форм обучения, самостоятельную работу детей под присмотром воспитателя, для формирования знаний экономического образования детей старшего дошкольного возраста.

Кадровое обеспечение: является одним из основных требований к реализации экономического образования детей: должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, изучение самообразования по теме: экономического образование детей старшего дошкольного возраста.

Следующий блок модели – результативно-оценочный, предполагает проведение этапов и методик исследования экономическому образованию детей старшего дошкольного возраста, включает описание методов, критериев и уровней сформированности детей по знаниям экономического образования.

Мы выделили следующие критерии: знание ребенком потребностей семьи, представления о труде родителей, представления об экономических понятиях, проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. Дадим характеристику критериям и уровням сформированности знаний экономического образования детей старшего дошкольного возраста:

Критерии: знание ребенком потребностей семьи, представления о труде родителей, представления об экономических понятиях, проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Результатом моделируемого процесса выступает достижение поставленной цели – повышение уровня экономического образования старших дошкольников. Таким образом, разработанная модель экономического образования старших дошкольников, помогает в повышение уровня экономического образования детей старшего дошкольного возраста. Она предстает в виде целостной, динамической системы, отражающей цель, содержание, компоненты, результат. Тем самым цель модели, достигнута - экономическое образование детей старшего дошкольного.

 

Список литературы:
1. Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Рекпол, 2006. – 225 с.
2. Курак, Е.А Экономическое воспитание дошкольников [Текст]:Программа развития. / Е.А Курак. – М : Сфера, 2002 – 240 с.
3. Сасова, И.А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания дошкольников /И.А. Сасова. - М., – 1987. – 69-76 с.
4. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику [Текст]: Методическое пособие для родителей и воспитателей /А.А. Смоленцева. – СПб : Детство-Пресс, 2002 – 167 с.
5. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: Учеб.-метод. пособие / А.Д. Шатова. – М : Пед. о-во России, 2005. – 252 с.