Статья:

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Аврамчук А.А. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111612 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аврамчук Алла Алексеевна
магистрант кафедры специальное дефектологическое образование, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва
Федорова Ольга Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры специальное дефектологическое образование, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) с большим трудом усваивают навык падежного управления и использование предлогов. При диагностике таких детей выявляются искажения падежных форм, путем использования неправильных флексий; трудности при согласовании имени существительного с глаголом и числительным; пропусти предлогов, или их неправильное употребление. При формировании речи дети с ОНР и дети без особенностей развития проходят одинаковые этапы усвоения грамматики родного языка, однако дети с недоразвитием речи приходят к этому позднее и осваивают словоизменение дольше [2, с. 24]. По мере того, как ребенок осваивает составление предложений и их удлинение, в это время он и тренируется в использовании падежных окончаний. Чем лучше ребёнок владеет этим навыком, тем длиннее он может построить фразу, не боясь быть непонятым. Это является огромным стимулом для усвоения предложно-падежных окончаний.

При попытках построения сложных фраз, требующих изменения слов по падежам, дети с общим недоразвитием речи используют непродуктивные пути. Сложность заключается в отставании развития мышления, так, например,  усвоив один вариант правильного словоизменения, ребенок не всегда способен перенести опыт на аналогичный пример, так как не улавливается сходство ситуаций. А.Н. Гвоздев называл такие окончания “главенствующими”, то есть ребенок стремится унифицировать различные формы слов. Кроме того, дети с ОНР могут использовать долгое время в предложениях аморфные слова-корни, что не характерно для нормально развивающихся сверстников.

Большую трудность в русском языке вызывает изменение окончаний в соответствии с используемыми предлогами. В норме ребенок усваивает простую конструкцию, где к корню слова добавляет окончания, требующие изменения, и после этого без труда добавляет в конструкцию предлоги. Дети с ОНР испытывают трудности уже на первом этапе - на словоизменении. Дети с нарушением речи очень долго не видят взаимосвязи между флексиями и предлогами. Это связано в том числе и с бедностью лексического словаря ребенка. Часто дети заполняют место предлога в предложении на гласные звуки, типа [а] или [у], которые выступают в речи в виде аморфных предлогов, то есть ребенок на этом этапе понимает, что в предложении не хватает предлога, но пока не может дифференцировать какого именно и таким образом оставляет под него место в своей речи.

Кроме того, при попытках сочетать корень слова с окончанием, дети с ОНР не учитывают правила русского языка, например, беглости гласной и конечно же супплетивизм. Эти варианты словоизменения являются довольно трудными и для детей без речевых расстройств [1, с. 44].

Отличительной чертой является стойкость проявления нарушения неправильного словоизменения. Из-за того, что дети не до конца улавливают синтаксические значения падежей, то в их речи появляется так называемое “смешение падежей”.

Одушевленность и неодушевленность предметов - вызывает большие трудности при выборе правильной падежной формы. Для дошкольников различие между этими понятиями выглядит довольно абстрактно, что влечет за собой проблемы при выборе нужного окончания [3, с. 113].

Следует отметить, что падежные формы согласуются с определенными предлогами, которые призваны указывать направление, место действия или местонахождение предмета.  Таким образом, один и тот же предлог может имеет разные значения, если употребляется в различных предложно-падежных конструкциях. Поэтому при работе с детьми с ОНР важно уделить большое внимание дифференциации значений одного и того же предлога.

Для детей с ОНР характерно использование преимущественно одной флексии. Те падежи, которые имеют в своем арсенале большое количество флексий усваиваются с большим трудом. По этой причине творительный падеж усваивается медленнее, чем винительный.

Такие проблемы при словоизменении приводят к сложностям построения предложений: дети не в состоянии правильно повторить предложение, состоящее из четырех-пяти слов, переставляют слова в предложении или сокращают его. В экспрессивной речи используют простые нераспространенные предложения.

При коррекционной работе по устранению трудностей в использовании предложно-падежного управления необходимо комплексное, длительное и направленное воздействие, призванное развить все компоненты речи.

 

Список литературы:
1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с. 
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993 - 103 с.
3. Цейтлин С.Н., Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. -  М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.