Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Туминбаев Д.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Туминбаев Данияр Кайратович
студент ЖГУ им. И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган
Аужанова Назгуль Бектурсуновна
научный руководитель, проф. ЖГУ им. И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган
 

При использовании современных педагогических технологий на уроках биологии мы наблюдали, что степень усвояемости учебного материала учениками экспериментального класса значительно выше в сравнении с контрольным. Мы считаем, что это обусловлено, прежде всего, личностно — ориентированным характером современных педагогических технологий, а также возможностью создания благоприятных условий для деятельности всех учащихся. Современные технологии способствуют развитию каждого отдельно взятого учащегося, а не ориентируется на усредненного [1; 3].

Тема: Газообмен в лёгких и тканях.

Дидактическая цель: создать условия для организации и осмысления блока новой информации.

Учебная цель: продолжить изучение дыхательной системы, её строение и функции, связанные с обменом веществ, показать влияние среды на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы.

Развивающая цель: продолжить развитие общеучебных навыков работы с таблицами, графиками, микроскопом, с разными дополнительными источниками. Развивать самостоятельность мышления. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, а также навыки организации самостоятельной учебной деятельности, умение адекватно (реагировать) оценивать собственные знания и знания своего товарища, умение обобщать материал и делать выводы. Стимулировать переживание радости своего открытия, взаимопонимания учителем одноклассников.

Воспитательная цель: воспитывать бережное отношение к защите окружающей среды и собственного здоровья.

Ход урока.

              I.          Организационный момент.

Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как улыбка. Нарисуйте эту улыбку у себя на лице, и пусть она сохранит вам хорошее настроение на весь урок. Желаю вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.

           II.          Ориентировочно-мотивационный этап.

1.  Сообщение классу темы и содержания урока: «Газообмен в тканях и лёгких». Исходя из темы нашего урока, какие задачи вы поставите перед собой на уроке?

Сегодня на уроке я хочу...

Познавательные цели Учебные цели

Узнать... Научиться...

Уточнить... Ставить вопросы...

Понять... Изображать...

Выяснить... Составлять...

Раскрыть понятие... Находить... Объяснять...

Анализировать...

        III.          Психологическая установка.

Сегодня на уроке вы должны самостоятельно получить знания в процессе работы с учебником, дополнительной литературой, таблицами, графиками, научиться строить диаграмму

2.  Взаимопроверка с использованием контрольных карточек (учащиеся работают в парах).

Образец карточек для взаимопроверки:

1.  Что такое дыхание? (1 балл)

2.  Каково значение дыхания? (1 б.)

3.  Какие органы образуют дыхательную систему? (1 б.)

4.  Как устроена носовая полость? (1 б.)

5.  Что происходит с воздухом в носовой полости? (1 б.)

6.  Какие животные имеют кожное дыхание? (1 б.)

7.  Как дышат одноклеточные животные? (1 б.)

8.  В чём сходство дыхания растений и животных? (1 б.)

9.  Какое строение имеют лёгкие? (1 б.)

10.                Расскажите о строении трахеи. (1 б.)

11.                Что такое лёгочные альвеолы? (1 б.)

12.                Чем отличается дыхание птиц от дыхания млекопитающих? (3 б.)

13.                Назовите признаки усложнения органов дыхания у животных (по таблице) (3 б.)

14.                Что такое плевральная полость? (1 б.)

Максимальное количество баллов за данную работу =18.

       IV.          Рефлексия.

Самоанализ знаний по работе.

Сравнение полученных результатов, определение наиболее трудного вопроса.

          V.          Перекрёстный контроль.

На вопросы, вызвавшие затруднения, отвечают учащиеся, которые с ними справились и набравшие наибольшее количество баллов.

Изучение нового материала:

1.  Дыхательные движения.

2.  Газообмен в лёгких и тканях.

3.  Работа по схемам и опорному конспекту.

       VI.          Работа с учебником.

Прочтите раздел «Дыхательные движения».

Составьте краткое последовательное описание того, как происходит вдох и выдох.

Вдох Выдох.

1.  Сокращаются дыхательные 1.

2.  мышцы (межрёберные и диафрагма)

3.  2.... 2....

4.  3.... 3....

5.  4.... 4....

Составьте таблицу


Вдыхаемый воздух


Выдыхаемый воздух

 

Сделали вывод: Вдох ритмически чередует выдох.

Рефлексия.

Составьте вопросы к разделу «Дыхание и жизненная ёмкость лёгких».

1. Дыхание необходимо ... 2. Докажите что ... 3. Объясните, почему необходим ... 4. Найдите различия ... 5. Какую роль играет ... 6. Ж. е. л. у... (жизненная емкость легких). 7. Каким образом ... 8. Почему в ...

Работа с новыми словами.

Ж. е. л., спирометр, диафрагма, диффузия. Проанализируйте таблицу № 79 с. 109.

1. Как называется рисунок. 2. Что изображено. 3. Расскажите об изображённых процессах (обмен в тканях, газообмен в лёгких). 4. Какую роль в газообмене выполняют эритроциты? 5. Какое значение имеет постоянное соотношение концетрации газов во внутренней среде организма? 6. Если это постоянство нарушается, как на это реагирует организм.

    VII.          Рефлексия итогов работы в группах.

1. Что получилось. 2. Что не удалось. 3. Сколько набрали баллов.

Подведение итогов.

Совет № 1. Начните ваш ответ словами: мне удалось: узнать, найти, понять, сопоставить, объяснить, изобразить.

Таблица 1.

Лист взаимоконтроля по теме: Газообмен в тканях и лёгких



 


Ф.И.О. ученика


Ф.И.О. проверяющего ученика


1.                   


Взаимопроверка


 


 


2.                   


Вопросы учителя


 


 


3.                   


Работа в группах


 


 


4.                   


Рефлексия


 


 


5.                   


Отметка за урок


 


 


6.                   


Настроение


 


 

 

Группа № 1.

Задание: Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже 10 минут. Объясните:

1.  Почему без воздуха и без дыхания человек жить не может?

2.  В чём заключается функция органов дыхания?

Свои предложения обсудите в группе.

Группа № 2.

Измерение объёма грудной клетки при вдохе и выдохе.

1.  Понаблюдайте за движением своей грудной клетки.

2.  Измерьте лентой с сантиметровыми делениями, насколько изменится окружность грудной клетки при вдохе и выдохе, при глубоком и спокойном дыхании.

Запишите полученные данные:

Спокойное дыхание Глубокое дыхание.

Вдох — см Вдох — см

Выдох — см Выдох — см

1.  Какова на ваш взгляд роль физкультуры в формировании ж. е. л.?

Группа № 3.

Задание.

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие.

1. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. 2. Перечислите и запишите в тетрадь последовательно все части воздухоносного пути. 3. Что с воздухом произошло в носовой полости?

Если лягушке воздух направлять через трубку сразу в трахею, не используя носовую полость, то она очень быстро погибнет. Почему?

Группа № 4.

Лабораторная работа.

1. Пользуясь учебником, изучите состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. 2. Чем отличается вдыхаемый воздух от выдыхаемого? 3. Составьте таблицу или круговую диаграмму. 4. Предложите, опираясь на знание по химии о свойствах СО2, какой вывод можно сделать, чтобы доказать, что мы выдыхаем углекислый газ. Обсудите результат химического уравнения

Са (ОН)2 + СО2 = СаСОз + Н2О

Группа № 5.

Дыхание живой природы.

До высот 2000—2500 м над у. м. организму человека удаётся компенсировать недостаток кислорода. На высоте 2500—3000 м у некоторых людей происходит изменение в поведении — возникает эйфория, которая появляется в излишней говорливости, жестикуляции, ускоренном темпе речи, приподнятом настроении. На высоте 4000—5000 м состояние ухудшается, появляется апатия. На высоте 5000—7000 м человек чувствует слабость, усталость, тяжесть во всём теле, головокружение. При тяжёлой гипоксии (кислородном голодании) он перестаёт отвечать на вопросы и реагировать на окружающее и впадать в бессознательное состояние.

В романах Фенимора Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м. На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно. Именно поэтому аквалангисты, погружаясь на большие глубины, берут с собой баллоны со сжатым воздухом, причём давление, подаваемое в лёгкие воздуха, изменяется по мере погружения (всплытия).

Кислородное голодание (гипоксия) наступает тогда, когда организм недостаточное количество кислорода. Оно хорошо известно альпинистам, аэронавтам, лётчикам. Впервые с этим явлением столкнулись на заре воздухоплаватели, когда три француза на воздушном шаре поднялись на высоту 8000 м. Только один из них остался жив, но и он спустился на землю в очень тяжелом состоянии.

Калифорнийцу Роберту Фостерсу удалось пробыть без акваланга под водой в течение 13 мин 42,5 с Французу Жану Майамо удалось без акваланга опуститься на глубину 105 м. Блестящего успеха добилась в 1986 г. молодая итальянская ныряльщица Анджела Баднини. Вблизи острова Эльба она за 2,5 мин. погрузилась без акваланга на рекордную для женщин глубину 52,5 м.

Цель: Усвоить и пересказать в группе.

Группа № 6.

Прочитайте текст и дополнительную информацию № 5.

Ответьте на вопросы:

1. Как человек чувствует себя в зависимости от высоты над уровнем моря? 2. Раскройте понятие «гипоксия». 3. Можно ли воздух, вдыхаемый человеком заменить чистым кислородом? 4. Как решают в настоящее время проблему гипоксии при освоении воздушного пространства и морских глубин?

При отборе содержания данного урока опирались на образовательную программу, текст учебника, значимый дополнительный материал, который использовали для обогащения субъективного опыта учеников, используем это для лекции, а также для индивидуальной работы учащихся в группах.

При работе с классом на данном уроке организуем коллективную работу, индивиду­альную, групповую и работу в парах.

Используем при планировании уроков принципы личностно-ориентированного подхо­да, принцип самоактуализации индивидуальности, субъективности, принцип выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

На каждом уроке организуется рефлексивная деятельность учащихся, учащиеся обучаются прие­мам;

Формирования элементов «само», учим ставить цели и задачи урока, анализировать свою работу и обмениваться с соседом знаниями и умениями, которые дети усвоили в хо­де определенного вида деятельности, задания и т. д.

На уроке используются методы взаимной проверки домашних заданий, ученики знакомятся с кри­териями, по которым осуществляется анализ.

В своей работе мы уделяем большое внимание актуализации познавательной деятельно­сти учащихся [2].

Для этого применяем различные методы обучения: словесный, наглядный, практиче­ский, организуется самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой.

1. Составь вопросы к тексту. 2. Напиши план. 3. Работа с терминами. 4. Анализ схем, рисунка, графика, таблицы. 5. Составь таблицу и заполни. 6. Прочитай и выбери самое главное из дополнительного источника и перескажи. 7. Сравни изучаемые явления, объекты, предметы. Найди общее и различия. 8. Составь схему. 9. Изобрази изучаемый материал диаграммой. 10. Сделай вывод.

На уроке созданы условия для максимального влияния образовательного процес­са на развитие индивидуальности ребенка. Учитель оказывает помощь в поиске и обретении своего темпа и стиля учебной деятельности, способствует формированию положи­тельной Я — концепции, развитию творческих способностей, овладению умениями и навыками самопознания.

В процессе апробации современных технологий мы столкнулись с тем, что школы еще не совсем готовы к переориентации своей работы, но тем не менее результаты не заставили себя ждать.

 

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма

 

При проведении эксперимента мы вначале визуально раздели учащихся класса на четыре группы по уровню обладаемых ими знаний, и в соответствии с этим разрабатывали модули и задания для отдельных групп и предлагали для выполнения. Учащиеся экспериментального класса были более активны на уроке и лучше отвечали на итоговую контрольную работу по изучаемому разделу. Анализируя данные эксперимента мы пришли к выводу, что современные педагогические технологии более эффективны в учебно-воспитательном процессе.

 

Список литературы:
1.    Аужанова Н.Б. Новые педагогические технологии в системе личностно-ориентированного обучения. — Талдықорған: Материалы Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование: проблемы, поиски, решения»: Сборник, Т. 2. — 2006.
2.    Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. — Алматы: Галым. 1998. — 320 с.
3.    Энциклопедия современного учителя. — М., 2000. — 333 с.