Статья:

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВО, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Рожков А.А. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВО, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/103139 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВО, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Рожков Александр Александрович
студент, Волгоградский Государственный университет, РФ, г. Волгоград
Шкарупа Екатерина Александровна
научный руководитель, доцент кафедры финансов, учёта и экономической безопасности, Волгоградский Государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

А.Смит в своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что передача королевских технологий частным лицам позволила бы снизить объем государственного долга и обеспечить эффективное использование капитала [5]

В.Г. Варнавский считает, что «государственно-частное партнерство – институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [2]

С.Н. Сильвестров дает такое определение: «Государственно-частное партнерство – это не что иное, как организационный альянс между институтами государства и бизнеса, направленный на реализацию крупномасштабных или уникальных проектов в различных областях жизни, прежде всего производственной инфраструктуре, а в последние годы в социальной сфере» [4].

А.А. Спиридонов дает такое определение: государственно-частное партнерство – «это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение» [8].

Законодательство данное понятие трактует как «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1]

Цель ГЧП можно представить взаимосвязанными аспектами: ускорением темпов социально-экономического развития за счет дополнительных инвестиций в объекты инфраструктуры, привлекаемых из внебюджетных источников, а также за счет повышения качества услуг публичного сектора;  экономии бюджетных средств в краткосрочном периоде за счет распределения финансирования на более длительный период; повышением эффективности использования бюджетных средств за счет привлечения частного сектора.

Всего в России реализуется 3562 инфраструктурных ГЧП-проекта. Общий объем инвестиций в них составляет 4,7 трлн руб., из которых 3,4 трлн руб. (71%) - частные.  За 8 месяцев 2021 года общий объем инвестиций в новые ГЧП-проекты, запущенные в форме концессионных соглашений и соглашений о ГЧП/МЧП, составил 120 млрд руб., из которых 105 млрд руб. пришлось на частные вложения. Общий объем привлеченных инвестиций еще не достиг значений кризисного 2020 года. В прошлом году в ГЧП-проекты было вложено 372 млрд руб., однако 265 млрд руб. (71%) из них пришлось на допандемийные январь и февраль.

В марте-августе 2021 года объем инвестиций в ГЧП-проекты составил 116 млрд руб. (108% от аналогичного периода прошлого года), что позволяет говорить о постепенном восстановлении рынка ГЧП

По количеству коммерческих закрытий на рынке преобладают проекты коммунально-энергетической сферы (рисунок 1), а по объему привлекаемого финансирования — проекты транспортного сектора (рисунок 2).. Транспорт аккумулирует более половины общего объема инвестиций, хотя
в количественном отношении 75% инфраструктурного портфеля России составляют проекты коммунально-энергетической сферы.

 

Рисунок 1. Реализуемые ГЧП-проекты по основным сферам инфраструктуры в 2021году, шт

Источник: составлено автором по: Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. Аналитический обзор. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/

 

Рисунок 2. Реализуемые ГЧП-проекты по основным сферам инфраструктуры в 2021году, млрд.руб.

Источник: составлено автором по: Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. Аналитический обзор. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/

 

Тем не менее, в 2021 году объем инвестиций был распределен практически поровну между этими сферами: 45% пришлось на коммунально-энергетическую сферу и 47% - на транспортную. При этом произошло снижение объема инвестиций, требуемых для реализации одного проекта - так, на один транспортный проект в 2021 году приходится почти в два раза меньше средств (9 млрд руб.), чем в прошлом году (17 млрд руб.). Оставшиеся 8% инвестиций (6,4 млрд руб.) в 2021 году направлялись на реализацию проектов в социальной и иных сферах, из которых 5 млрд руб. вложены в развитие IT-инфраструктуры

На муниципальном уровне реализуется почти 90% проектов, на которые приходится менее 15% общих инвестиций в ГЧП-проекты. На региональном и федеральном уровнях запускаются наиболее капиталоемкие проекты, направленные преимущественно на создание транспортной (117 проектов) и социальной инфраструктуры (244 проекта). В 2021 году муниципалитеты запустили 22 проектана сумму 28 млрд руб., а субъекты РФ — 15 проектов на сумму 51 млрд руб.

Для российского рынка инфраструктурных инвестиций 2021-й стал годом восстановления. По сравнению с крайне низким уровнем частных инвестиций в 2020 году во втором квартале 2021 года в России наблюдался их постепенный рост. В то время как количество проектов, прошедших коммерческое закрытие, остается на уровне показателей предыдущего года, общий объем привлекаемых инвестиций заметно увеличился за счет ряда крупномасштабных проектов. Несмотря на то, что говорить о восстановлении рынка ГЧП до докризисных показателей рано, приток инвестиций во втором квартале свидетельствует о возможной стабилизации рынка к концу 2021 года.

Министерством экономического развития Российской Федерации был сформирован рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития ГЧП. Базисом такого рейтинга выступили: динамика реализации проектов ГЧП в 2020 году, накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы (до 2020 г.), состояние нормативно-институциональной среды [7]

По результатам оценки динамики реализации проектов ГЧП в 2020 году в топ-10 субъектов Российской Федерации вошли: Московская область, Республика Саха (Якутия), г.Москва

По результатам оценки накопленного опыта реализации проектов ГЧП (до 2020 года) в топ-10 субъектов Российской Федерации вошли: Санкт-Петербург, Москва, Самарская область. Волгоградская область заняла 6 – е место в данном рейтинге. По результатам оценки состояния нормативно-институциональной среды в топ-10 субъектов Российской Федерации вошли: Республика Башкортостан, Самарская область, Омская область. Последний критерий оценивался с точки зрения работы органов власти, включая их открытость для инвесторов, а также готовность оказывать консультационную и финансовую поддержку проектам ГЧП

Как и во всем мире, в России борьба с последствиями пандемии COVID-19 также стала стимулом для предоставления поддержки различным сферам экономики. В частности, в 2020 году правительство утвердило перечень наиболее пострадавших отраслей, которые могли претендовать на частичную компенсацию недополученной выручки и льготные кредиты, не считая иных преференций. Также были введены меры, применимые для отдельных участников рынка, которые заключались в предоставлении налоговой и бюджетной поддержки, продлении срока действия документов в строительной сфере, предоставлении отсрочки по арендным платежам за пользование публичным имуществом

Одним из новых способов государственной поддержки инфраструктурных проектов, включая реализуемые на принципах ГЧП, является предложенное в 2021 году инфраструктурное меню — набор мер, способствующих развитию транспортной, социальной и общегородской инфраструктуры регионов. Общий объем мер поддержки составит 2,4 трлн рублей до 2030 года. Национальным Центром государственно-частного партнерства сформированы и предложены следующие меры поддержки инфраструктурного развития в России на принципах ГЧП (таблица 1).

Таблица 1.

Новые меры поддержки инфраструктурного развития в России на принципах ГЧП

Бюджетные инфраструктурные кредиты

Инфраструктурные облигации

Реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов

Предоставление региону бюджетного кредита для финансирования инфраструктурных проектов за счет реструктуризации его задолженности

Денежные средства от размещения облигаций будут выдаваться в виде займов на срок до 15 лет под льготную ставку для финансирования инфраструктурных проектов

Уменьшение объема задолженности регионов по бюджетным кредитам при условии финансирования инфраструктурных проектов за счет высвобождаемых средств

Льготная ставка не более 3% годовых со сроком погашения от 15 лет

Финансирование может направляться на реализацию ГЧП-проектов

Высвобождаемые средства могут направляться на реализацию ГЧП-проектов

Средства кредита могут направляться на реализацию ГЧП-проектов

Купонный доход будет просубсидированих федерального бюджета

 

 

Предоставление государственных гарантий субъектов РФ в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа с СОПФ

Льготное кредитование инвесторов на строительство отелей:

Софинансирование инвестиционных проектов по созданию университетских кампусов за счет средств федерального бюджета на принципах ГЧП

 

Средства кредита могут направляться на реализацию ГЧП-проектов

При запуске ГЧП-проектов регион получит межбюджетный трансферт

 

Инвесторы получат льготные кредиты по ставке 3-5% годовых на срок до 15 лет

ГЧП-проекты федерального уровня получат капитальные гранты, плату концедента / публичного партнера

 

Источник: составлено автором по: Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. Аналитический обзор. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/

 

Таким образом, роль ГЧП в современных условиях достаточно разнообразна и в основном предопределена синтезом функций государства (публичного партнера) и бизнеса (частного партнера). Необходимо учитывать также положительные и отрицательные эффекты партнерства для каждого из участников и стараться предопределить трудности, которые могут возникнуть в результате взаимодействия в форме ГЧП на разных этапах реализации проекта [3], т.к. только правильно организованный проект способен дать тот эффект, который удовлетворит каждую из сторон сотрудничества

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
2. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики  // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 9. –С. 46.
3. Иродова, Е.Е., Алексеева, С.В.  Функции государственно-частного партнерства // Журнал «Теоретическая экономика». – 2018. – № 3. –С. 153-162.
4. Сильвестров, С.Н. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: Зарубежный и российский опыт / Общ. ред. и предисл. С.Н. Сильвестрова. – М.: Либроком, 2012. - С. 11.
5. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Петрозаводск, 1993.-320с.
6. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП. Аналитический обзор. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pppcenter.ru/
7. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/54b4213e0ffa6ac9a60dc0b5268dc7c5/reiting_gchp_2020.pdf
8. Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования  / А.А. Спиридонов // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия: Сб. – М.: Изд-во РАГС, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. lobbying.ru/content/ections/articleid_6397_linkid