Статья:

Изучение особенностей овладения временными категориями и их вербального обозначения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(163)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дарья А.А. Изучение особенностей овладения временными категориями и их вербального обозначения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 27(163). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/163/96591 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение особенностей овладения временными категориями и их вербального обозначения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дарья Андреевна Анищенко
студент, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Николаева Елена Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Цель экспериментального исследования заключается в изучении особенностей овладения вербальными обозначениями временных категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве основного метода исследования мы использовали методику В.П. Новиковой (2).

Методика № 1 (А, Б) «Части суток». Цель: выявление уровня сформированности представлений о частях суток.

Методика № 2 «Дни недели». Цель: выявление представлений о днях недели.

Методика № 3 «Времена года». Цель: выявление представлений о временах года.

Также проводили беседу с каждым ребенком индивидуально в устной форме с использованием картинок (В.П. Новикова) (2). Цель методики состояла в том, чтобы выявить уровень сформированности временных категорий у детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 3).

Кроме этого мы использовали диагностическую методику, разработанную И.В. Бурдиной (1). Цель методики заключалась в выявлении момента, когда ребенок адекватно понимает вопрос и правильно на него отвечает, используя при этом знакомые ему способы выражения временных отношений.

В ходе эксперимента принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.

Изучение уровня сформированности временных категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (методика В.П. Новиковой) показало, что 66,7% детей с ОНР демонстрируют средний уровень, для 33,3% детей характерен низкий уровень.

Первые два задания были направлены на выявление уровня сформированности представлений о частях суток, и мы выяснили, что  некоторые дошкольники с ОНР самостоятельно справлялись с раскладыванием картинок, имели представления о последовательности частей суток, однако отмечались затруднения в объяснении изображаемого на рисунках. Их рассказы характеризовались отдельными словосочетаниями, словами, отражающими суть изображенного на картинке. Например, «Утро сначала. Девочка лежит на кровати», «День. Там играются», «Вечер уже. Играются снова», «Ночью спит». Испытуемые не давали конкретных объяснений, что делают дети в определенное время суток. При распределении картинок, на которых изображены периоды продолжительности светового дня в явлениях природы, дошкольники правильно выполняли задание со второй попытки или прибегая к помощи экспериментатора. Их объяснения были связаны лишь с тем, что изображалось на картинках, у детей недостаточно были сформированы представления о связи явлений природы и продолжительности светового дня. Чаще всего их ответы сводились к описанию картинок: «утро – солнышко встает», «день – светит», «вечером – не светит уже», «ночью – луна». Отметим, что наиболее трудным было описание картинок днем и вечером, т.к. дети не понимали явного отличия расположения солнца утром и днем (что днем оно выше и светит ярче), а вечером «оно заходит».

В ходе выявления представлений о днях недели было выявлено, что трое испытуемых (25%) не назвали дни недели по порядку, не смогли определить, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра. Остальные дошкольники с ОНР прибегали к помощи экспериментатора, что помогло выполнить данное задание. Эти дети смогли назвать все дни недели, иногда не соблюдая их последовательность, но исправляя после подсказки взрослого, также назвали, что сегодня – среда, завтра четверг, а вчера был вторник.

Выявление представлений о временах года у детей с ОНР позволило сделать выводы о том, что 16,7% испытуемых отвечали правильно, четко аргументировали свой ответ, точно показывали на наглядном материале времена года. Один ребенок (8,3%) не выполнил данное задание, называл времена года наугад, также показывал картинки. Остальные дошкольники называли правильно времена года, однако не полно аргументировали свой ответ, но показывали верно времена года на наглядном материале.

Обобщая данные по изучению временных представлений у дошкольников с ОНР, выяснили следующее:

  • у детей с ОНР имеются четкие представления о частях суток, однако выявлены затруднения объяснении их характеристик;
  • испытуемые с ОНР затрудняются в последовательном назывании дней недели, определении дня недели сегодня, завтра и вчера;
  • дошкольники с ОНР знают времена года и правильно показывают на картинках, однако затрудняются обосновать и назвать признаки, свидетельствующие о том, что изображено именно это время года;

Из этого следует, что у дошкольников с ОНР ограниченный запас временных понятий, трудности их вербализации, которые представлены:

  • ограниченным словарем временных понятий;
  • затруднениями использовать в речи такие временные понятия как части суток, дни недели;
  • затруднениями использовать в связном высказывании такие временные понятия как сегодня, завтра и вчера.

По результатам выявления сформированности временных категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выявили, что у 66,7% детей отмечается низкий уровень, для 33,3% испытуемых характерным является средний уровень.

Анализ ответов дошкольников с ОНР позволил сделать следующие выводы:

  • у детей с ОНР сформированы представления о зимних, летних, осенних и весенних месяцах, днях недели, они определяют первый день недели;
  • дети затрудняются называть количество месяцев в году, не имеют представлений о том, что 12 месяцев составляют 1 год;
  • дети знают части суток, затрудняются назвать количество часов в одних сутках;
  • не понимают значение термина «раньше», поэтому не могут назвать что раньше – утро или день, вечер или ночь;
  • затрудняются назвать время суток для ужина, завтрака и обеда;
  • не знают, сколько в одном часе минут;
  • лишь некоторые дошкольники называют обозначение длинной и короткой стрелки на часах;
  • не знают, сколько времени пройдет, если минутная стрелка сделает целый круг от 12 до 12;
  • не дают полного ответа на вопрос: для чего нужны часы («время показывают», «время», «часы показывают» и т.п.).

По результатам диагностической методики И.В. Бурдиной, проведенной в экспериментальной группе, мы сделали следующие выводы:

  • у дошкольников с ОНР недостаточно сформированы понятия «сейчас», «потом», «до этого делали»;
  • только при помощи экспериментатора дети понимают значение «сейчас», «потом», «до этого делали»;
  • вместе с экспериментатором дети определяют последовательность картинок;
  • отмечаются попытки сочинения сказки самостоятельно, однако это не приводит к конечному продукту – сказке. Сочиненные детьми сказки чаще всего представляют собой отдельные предложения, словосочетания, иногда просто слова;
  • при составлении сказки дети с ОНР нарушают последовательность изложения, которая представлена на картинках; «прыгают» с одной картинки на другую;
  • сюжет сказки не представляет собой полную и четкую историю о мальчике, лягушке и собаке; некоторые дети прибегают к собственному опыту, рассказывая истории из него, забывая о цели задания;
  • примерами сочиненных сказок детьми с ОНР являются следующие: «Лягушка в банке. Мальчик и собака смотрят на нее. Они спят, и лягушки нет уже», «Лягушка была в банке. Я видел лягушку, тоже засунул ее в банку, держали там долго. Собака лаяла.», «Мальчик спит. Мальчик смотри и собака смотрит на лягушку в банке. А лягушка убегает от них» и т.п.;
  • дошкольники практически не используют в речи временные понятия.

Согласно полученным данным исследования в контрольной группе по методике И.В. Бурдиной, пришли к таким выводам:

  • дети самостоятельно определяют последовательность картинок, отвечая без затруднений на вопросы: Что делают сейчас мальчик, лягушка и собака? Что до этого они делали? Что они будут делать потом?, это говорит о том, что дети понимают значение понятий: «сейчас», «потом», «до этого делали»;
  • дошкольники без нарушений речи сочиняют сказку о мальчике, собаке и лягушонке, отражающие все сюжетные линии: мальчик спит, затем мальчик и собака смотрят на лягушонка в банке, лягушонок ночью убегает, пока они спят;
  • сказки отличаются полными, четкими, связными высказываниями, отражающими действия всех персонажей, а также включатся такие временные понятия как «ночью», «потом», «затем», «сейчас».

Таким образом, по сравнению с детьми без нарушений речи, у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы временные категории, особенно трудной является их вербализация временных понятий, что объясняется низким уровнем развития словаря в целом, и лексики, обозначающей временные категории, в частности. Преобладающим уровнем у детей с ОНР является низкий, у дошкольников без речевых нарушений – высокий. Особенностями словаря временных категорий дошкольников с общим недоразвитием речи являются: ограниченный словарь, трудности использования временных понятий в связных высказываниях, трудности обоснования и названия признаков времен года, непонимание многих временных понятий, хаотичное их использование в речи – раньше, сегодня, завтра, вчера. Недостаточный уровень сформированности словаря временных категорий у старших дошкольников с ОНР отрицательно сказывается и на выстраивании связных высказываний, в которых предполагается описание событий по времени.

 

Список литературы:
1. Бурдина И.В. Лексико-семантические способы выражения категории времени в онтогенезе речи: автореферат дис. ... канд. филол.наук. - Тверь, 1999. – 16 с.
2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст / В. П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 88 с.