Статья:

Роль руководителя в обеспечении пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Евграфов Д.С., Рябов С.А. Роль руководителя в обеспечении пожарной безопасности в образовательных учреждениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93747 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль руководителя в обеспечении пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Евграфов Дмитрий Сергеевич
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Рябов Сергей Анатольевич
канд. юрид. наук, доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные обязанности руководителя образовательного учреждения по обеспечению пожарной безопасности.

 

Ключевые слова: пожарная безопасность, руководитель, противопожарный режим, образовательное учреждение.

 

В школах России с каждым годом увеличивается численность обучающихся. Аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова сообщает, что сейчас в школах России учится 16 млн детей, однако уже к 2024 году численность школьников составит почти 20 млн. [1]

Значительную часть своего времени ученики проводят в образовательных учреждениях (далее - ОУ). Безопасность детей во время уроков является одной из первостепенных задач руководства школ, так как самыми незащищенными от огня в случае пожара оказываются подростки и особенно школьники начальных классов.

Обеспечение безопасности работников и обучающихся требует особого отношения со стороны руководителей образовательных учреждений. Поскольку именно на них в соответствие с ч. 7 ст. 28 федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» возложена ответственность за жизнь и здоровье учащихся и персонала во время их нахождения в расположении школы [2].

С другой стороны, п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, любому руководителю, в том числе образовательного учреждения предоставлено право назначать лиц ответственных за обеспечение пожарной безопасности в школе [3]. Но вместе с тем ответственность за пожарную безопасность не может быть передана этому лицу. В конечном счете ответственность за соблюдение ПБ по закону несет руководитель.

Но для того чтобы в полном объеме реализовать свои полномочия в области пожарной безопасности указанные лица должны для начала приобрести необходимые знания по пожарно-техническому минимуму: о требованиях нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

В последствии руководители ОУ должны обеспечить соблюдение противопожарного режима всеми работниками учреждения, учащимися и посетителями; своевременно принимать решения направленные на обеспечение выполнения противопожарных мероприятий. В рамках данной деятельности руководители организуют разработку планов эвакуации, памяток и инструкций по соблюдению правил ПБ отдельных помещений, участков школы; проведение практических тренировок по отработке эвакуации людей при пожаре и проверки противопожарного состояния зданий, сооружений, территории, обеспечение школы необходимыми средствами противопожарной защиты, связи и сигнализации, первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), знаками ПБ.

Вместе с тем, для того чтобы не допустить возникновение пожара все ученики также должны знать и соблюдать правила ПБ. В этих целях руководители организуют обучение перед началом каждого учебного года с ними. Оно предполагает изучение требований пожарной безопасности, включающее формирование умений и навыков спасения при возникновении возгорания, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека и применения первичных средств пожаротушения. Помимо этого, хорошо зарекомендовали на практике реализация с обучающимися следующих мероприятий: проведение спортивных мероприятий среди школьников по пожарно-прикладному спорту, тематических викторин; организация экскурсий с показом пожарной техники в музеях пожарно-спасательных подразделений, дружин юных пожарных для воспитания у детей чувства ответственности за поступки которые нарушают правила ПБ [4].

Таким образом руководители ОУ должны в первую очередь обеспечить соблюдение ПБ, принимать меры по обучению персонала и школьников мерам пожарной безопасности и контролировать их соблюдение.

 

Список литературы:
1. Счетная палата сообщила о резком сокращении числа школ в России. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/society/28/06/2019/5d16366a9a7947d218d79f3a (дата обращения 25.04.2021).
2. Об образовании в РФ : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. –[Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 16.04.2021).
3. Правила противопожарного режима: постановление правительства российской федерации от 16 сентября 2020 года № 1479–[Электронный ресурс]. –URL:https://docs.cntd.ru/document/565837297(дата обращения 16.04.2021).
4. Аксенов С.Г. Синагатуллин Ф.К.К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции: Уфа, РИК УГАТУ, 2020. - С. 242-244.