Актуальные вопросы налогообложения контролируемых иностранных компаний в условиях финансовой прозрачности и межстранового обмена информацией
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Актуальные вопросы налогообложения контролируемых иностранных компаний в условиях финансовой прозрачности и межстранового обмена информацией
Аннотация. С принятием закона о деофшоризации, открытием международных каналов обменом информацией (план BEPS), ужесточением положений договоров об избежании двойного налогообложения и изменениями в законодательстве о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний привело к тому, что многие КИК оказались вне закона и получили внушительные доначисления и штрафы по налогам, в рамках этих изменений.
Ключевые слова: контролируемая иностранная компания, деофшоризация, соглашения об избежании двойного налогообложения.
Для целей налогообложения контролируемой считается иностранная организация (далее – КИК), которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое или физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ. В России институт контролируемых иностранных компаний (КИК), появился в 2015 году. Он был создан как обеспечительная мера по возвращению капитала в Россию, а также как еще один инструмент в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. До 2015 года физические лица спокойно могли использовать для минимизации налогообложения принадлежащие им оффшорные компании. После вступления в силу закона о КИК доходы оффшорных компаний подлежат налогообложению у резидентов таких компаний, если доля их участия составляет более 25% (или более 10%, если доля участия резидентов РФ, в этой компании составляет более 50%). Хотя и была предусмотрена льгота, где прибыль КИК не будет облагаться в Российской Федерации налогом на прибыль (для организаций) и НДФЛ, если её размер не превышает установленных законом пороговых значений, а именно не превысит:
- В 2016 году - 30 000 000 рублей;
- В 2017 году - 10 000 000 рублей[1].
Однако, КИК значительно усложнило жизнь бизнесу и в связи с этим были найдены варианты обхода нововведения.
1. Смена резидентства РФ
Пожалуй, самый простой способ уклониться от выполнения закона. Для этого физическому лицу достаточно проживать за пределами РФ более 183 дней в течение 12 месяцев. Физическое лицо теряет статус налогового резидента РФ, следовательно, выполнять требования закона о КИК не нужно.
2. Передача активов в инвестиционный фонд
По закону о КИК физические лица должны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях, если доля такого участия составляет более 10% (п.3.1 ст.23 НК РФ). В данной схеме физическое лицо совместно с другими владельцами КИК передают свои активы в инвестиционный фонд, доля каждого участника не должна превышать 10%. Конечным бенефициаром формально становится сам фонд. Соответственно физическое лицо перестает быть контролирующим лицом. При этом активы каждого инвестора передаются в отдельные субфонды, отделенные друг от друга. Инвестор одного субфонда не отвечает по обязательствам и долгам другого. Уведомлять налоговые органы об участии в таком фонде не нужно.
3. Уменьшение доли участия в КИК и дробление активов КИК на несколько компаний
С целью снижения доли участия в иностранной компании можно привлечь в качестве участников близких родственников и доверенных лиц, опустив долю каждого ниже 10%. Можно пойти по пути дробления компании на несколько небольших компаний. Это позволит не выйти за рамки необлагаемого налогом дохода в размере 10 млн. руб. Чтобы оценить влияние подобных действий на доходы бюджета рассмотрим данные по поступлениям налогов на прибыль организаций с доходов, в виде прибыли контролируемых иностранных компаний и НДФЛ (таблица 1).
Таблица 1.
Объемы налоговых поступлений от КИК 2015–2017 г.
Налог |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2017 к 2016 г.(+/-) |
Налог на прибыль организации, млрд |
Х |
0,95 |
3,18 |
2,23 |
НДФЛ, млрд. |
Х |
2,75 |
3,68 |
0,93 |
Оценить, насколько данные цифры соотносятся с реальными масштабами использования офшорных компаний российским бизнесом, крайне сложно в связи с отсутствием какой-либо достоверной статистики по этому вопросу. По мнению ряда аналитиков, экономические результаты деофшоризации оказались достаточно скромными, а по определённым параметрам был и вовсе достигнут обратный эффект. Однако, из приведенных данных мы видим, что с каждым годом объемы налоговых поступлений увеличиваются, что говорит об эффективности внедренного проекта. В обобщённом виде можно сказать, что деофшоризация породила следующие разнонаправленные тенденции:
- дополнительная нагрузка в виде необходимости декларирования участия, контроля и размера прибыли КИК, а также неясность многих норм, посвящённых определению прибыли КИК, повлекла уход значительного числа налогоплательщиков – физических лиц из российской юрисдикции путем утраты статуса налогового резидента РФ;
- в течение 2016–2017 годов наблюдалась тенденция по упрощению холдинговых и иных нерезидентных структур, контролируемых в конечном счёте российскими налоговыми резидентами, в том числе полному отказу от них путём официальной ликвидации иностранных компаний;
- добровольный отказ от использования офшоров со стороны некоторых крупных российских компаний и определённое увеличение процента крупных сделок, подчинённых российскому праву, не привели к массовому следованию таким примерам.
С принятием закона о деофшоризации, открытием международных каналов обменом информацией (план BEPS), ужесточением положений договоров об избежании двойного налогообложения и изменениями в законодательстве о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний привело к тому, что многие КИК оказались вне закона и получили внушительные доначисления и штрафы по налогам, в рамках этих изменений.
В рамках программы BEPS для КИК также был введен межстрановый отчет (Country-by-Country Report), который позволяет налоговым органам разных стран оценивать степень соответствия (или, напротив, несоответствия) между деловой активностью той или иной компании и прибыли, которую эта компания получает. Смысл Country-by-country reporting в том, что отчетность транснациональной компании должна раскрывать подробную финансовую и налоговую информацию по каждой стране, где эта компания работает.
Так, реализуя Country by Country reporting транснациональная компания должна раскрыть в своей отчетности:
1) перечень всех стран, где она осуществляет свою деятельность
2) перечень своих дочерних обществ и филиалов в каждой стране
3) финансовый результат по каждому своему дочернему обществу и филиалу в каждой стране
4) налоговые обязательства по каждому своему дочернему обществу и филиалу в каждой стране
5) детальную информацию о расходах и стоимости основных средств в каждой стране
6) детальную информацию об активах и чистых активах в каждой стране
В дополнение к межстрановому отчету был принят дополнительный документ обобщенно описывающий деятельности международной группы компаний и ее подходы к ценообразованию и распределению прибыли («Мастер файл»). Такой документ может быть запрошен и будет получен налоговым органом любого государства, где ведут бизнес компании группы.
Соглашение о многостороннем автоматическом обмене отчетами (CbCr) уже подписали около 60 государств. Россия присоединилась к соглашению в 2018 года, тем самым ввела Трехуровневую документацию ТЦО для международных групп компаний, которая включает в себя: глобальную документацию, национальную документацию и страновый отчет.
Очевидно, что на этом законодатель не остановится и законодательство о КИК еще будет реформироваться. Основными направлениям в реформировании могут стать:
- Выявление входящих в группу компаний офшоров, трастов, налогообложение их нераспределенной прибыли. Через диагностику структуры на предмет наличия КИК посредством международного обмена информацией с другими государствами;
- Создание в России благоприятного налогового климата, чтобы препятствовать массовому переносу управления иностранными компаниями из РФ в страны их учреждения.
За последние 4 года налоговое законодательство РФ значительно реформировалось. Если, в период 2015-2017 г., владельцам КИК удавалось скрывать информацию о наличии у них бизнеса и активов за рубежом, то с 2018 года ситуация изменилась. Однозначно можно сказать, что скрытие своего участия в оффшорах становиться все более трудным делом. Для государства законодательство о контролируемых иностранных компаниях очевидно выгодна: она закрепляет механизм противодействия использованию оффшорных юрисдикций, препятствует получению необоснованно высокого дохода, деятельность организаций становится все более прозрачной, также это еще один шаг к интеграции в мировое сообщество.
[1] В последующие годы лимит не изменялся