Статья:

Совершенствование государственной системы природопользование и охраны окружающей среды

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Трофимов А.Н. Совершенствование государственной системы природопользование и охраны окружающей среды // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 16(152). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/152/90955 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование государственной системы природопользование и охраны окружающей среды

Трофимов Александр Николаевич
студент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск
Украинец Елена Павловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье изучена сущность и значение государственной системы природопользования и охраны окружающей среды, ее совершенствование, кроме того, раскрыты проблемы, существующие в данной области, предложены пути их решения.

Abstract. The article studies the essence and significance of improving the state system of nature management and environmental protection, in addition, the problems existing in this area are revealed, and ways of their solution are proposed.

 

Ключевые слова: природопользование, окружающая среда, государственная система, совершенствование.

Keywords: nature management, environment, state system, improvement.

 

Сегодня время осознания кризиса цивилизации, негативных её последствий при разведывании природы. Природа под натиском человеческой деятельности оказалась на грани экологической катастрофы. Экологическая ситуация во всем мире ухудшается каждый день в планетарном масштабе. Данному процессу способствует практически полная индустриализация производства, увеличение количества автомобильного транспорта, не бережное отношение людей к окружающей среде и другие факторы. Поэтому охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов это одни из главных задач, стоящих перед человечеством, а совершенствование государственной системы природопользования и окружающей среды приобретает все большую актуальность. 

Наблюдение за состоянием окружающей среды, её качеством, как правило, осуществляется в рамках отдельно взятой территории. Система наблюдения, оценки и прогноза за состоянием окружающей среды получила название мониторинг [2]. Основным аспектом мониторинга является непрерывный характер наблюдений и своевременность оценки состояния или антропогенного воздействия на окружающую среду или её компоненты, не менее важным является правильность оценки того или иного явления и эффективность предложенных мероприятий [6]. Помимо наблюдения или слежения за состоянием окружающей среды, мониторинг заключается также в экспериментальном моделировании, составлении прогноза и рекомендаций по управлению состоянием окружающей среды и её компонент.

Система экологического мониторинга осуществляется государственными органами власти, непосредственно в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и включает подсистемы государственного мониторинга за состоянием и загрязнением окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории России.

Сегодняшняя система мониторинга за загрязнением окружающей среды предназначена для решения задач:

‒ обеспечение общественности, органов государственной власти достоверной, систематической и оперативной информацией о состоянии и изменении окружающей среды и её компонент под влиянием хозяйственной деятельности;

‒ контроль за уровнем загрязнения вод, атмосферы, почв по физическим, химическим и гидробиологическим показателям с целью определения степени загрязнения, оценки и прогноза состояния окружающей среды и определения эффективности проводимых мероприятий по её защите;

‒ обеспечение заинтересованных лиц и инстанций необходимыми документами для составления рекомендаций в области улучшения качества окружающей среды, её компонент и рационального использования природных ресурсов, составления планов, стратегий и программ развития защиты окружающей среды и региона в целом [1].

Таким образом, мониторинг состояния окружающей среды представляется собой информационно-ориентированную систему, обобщающую мероприятия наблюдения, разработки рекомендаций управления качеством окружающей среды и обеспечения соответствующего уровня экологической безопасности.

Осуществляется реализация мониторинга по следующим этапам: конкретизация и исследование объекта мониторинга, определение составляющих информационной системы объекта мониторинга, составление плана проведения измерений, определение состояния объекта мониторинга, его оценка и степень изменения его состояния в будущем, доведение информации до пользователей через удобные и простые каналы информирования [4].

Всю совокупность мероприятий, проводимых для повышения качества окружающей среды, снижения уровня загрязнения реализуют по нескольким направлениям. Первое направление подразумевает инженерные и технологические мероприятия, подразумевающие сокращение количества и степени токсичности выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду без снижения качества и количества продукции. Следующим направлением является санитарно-технические мероприятия, ориентированные на применение специальных мероприятий защиты с помощью очистных сооружений, третье направление предполагает архитектурно-планировочные мероприятия [5].

Правовые мероприятия можно считать следующим направлением улучшения качества окружающей среды, определяющие установление и соблюдение законодательства по поддержанию и защите окружающей среды [7]. Данный вид мероприятий включает законы, постановления, требования относительно соблюдения норм экологического законодательства, охраны земель, атмосферного воздуха, водных ресурсов, животного и растительного мира, при ведении хозяйственной деятельности, а также иные экологические стандарты, нормативы для отдельных отраслей.

Одним из направлений улучшения качества окружающей среды являются экономические мероприятия, которые связаны с обеспечением финансовой поддержкой развития технологий, обеспечивающих энергетическое ресурсосбережение, снижение объёма выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ [3].

В настоящее время, с развитием компьютерных технологий процесс систематизации и структурирования информации, возможно, автоматизировать, что позволит оптимизировать работу и решить поставленные задачи в кратчайшие сроки. Система позволит органам управления охраной окружающей среды осуществлять эффективный мониторинг и оперативное принятие управленческих решений на основе анализа накопленной информации, проводить сбалансированную политику в области охраны окружающей среды, осуществлять контрольно-надзорные функции за деятельностью подконтрольных объектов, факторами окружающей среды.

В результате становится возможным решение задач:

− оперативного принятия эффективных управленческих решений по стабилизации экологической ситуации;

− исключение дублирования информации;

− сокращение трудозатрат, необходимых для мониторинга состояния окружающей среды;

− обеспечение автоматизации регистрации случаев наступления экологических правонарушений, мониторинга компонентов окружающей среды;

− обеспечение автоматизированного информационного обмена между ведомственными информационными системами государственных органов в сфере охраны окружающей среды;

− организации взаимодействия с информационными системами других министерств и ведомств в рамках создания электронного правительства;

− обеспечение заинтересованных ведомств в актуальной и достоверной информации об объектах контроля на территории России;

− улучшение информационного обслуживания и сокращение потерь времени при обращении в органы государственной власти для получения информации о состоянии окружающей среды;

− обеспечение автоматизации регистрации случаев нарушения экологического законодательства;

− обеспечение автоматизации формирования качественных показателей органов и организаций в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, государственная система управления природопользованием это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Сегодня в направлении совершенствования государственной системы природопользования и охраны окружающей среды проделан большой труд, но останавливаться еще рано, и необходимо вести дальнейшую работу в данном направлении.

 

Список литературы:
1. Агафонов В. Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2018. С. 141- 144.
2. Белоусов С. А. Глобализация и интеграция международных принципов охраны окружающей среды: теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. 2020. № 7. С. 66 – 68.
3. Бучакова М. А., Вершило Н. Д. О повышении эффективности контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды // Российский юридический журнал. 2018. № 4. С. 191 – 197.
4. Правовые основы охраны природы // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 2. С. 168 – 173.
5. Писарев Г. А. Традиционное природопользование и требования к сохранению окружающей среды: основные противоречия // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1. С. 220 – 222.
6. Румянцев Н. В., Эриашвили Н. Д., Казанцев С. Я. Экологическое право России: учебное пособие. -5-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-Дана, 2018. 351 с.
7. Уаге М. Б. Сравнительно-правовые особенности института комплексного природопользования в Российской Федерации и зарубежных странах // Право и политика. 2019. № 1. С. 127 - 135.